Рецензия: Сквозь снег/ Snowpiercer (Корея, 2013)

Мы продолжаем просмотр корейского бокс-офиса за 2013 год. Как было обещано, сегодня в меню у нас второе место: “Сквозь снег/ SnowpiercerПон Чжун Хо (“Мать”, “Воспоминания об убийстве”) с 9,3 млн. проданных билетов и 58 млн. долларов.

Сюжет (без спойлеров)

Сюжет, я думаю, для многих уже известен, но тем не менее для тех, кто вдруг пропустил. Недалекое будущее. После неудачных экспериментов учёных, направленных на борьбу с глобальным потеплением, Земля погружается в очередной ледниковый период.

Небольшая группа выживших живёт в поезде, который мчится сквозь снега и льды благодаря вечному двигателю. Места в поезде распределены согласно купленным билетам: первый класс, эконом и “халявщики”.

Последние разместились в самом конце поезда, где они ютятся на жестких койках и питаются жуткими на вид (и на вкус тоже) протеиновыми желе, в то время как те, кто живет в “голове” поезда, продолжают пользоваться всеми благами цивилизации.

В недрах этого убогого вагона зарождается бунт, цель которого добраться в самое начало поезда, где находится двигатель.

[здесь и далее по тексту спойлеры]

Сюжет

Благодаря тщательному планированию и сообщнику из начала поезда, который снабжает их важной информацией, негласный лидер бунтующих, Кёртис (Крис Эванс) приходит к выводу, что охрана вооружена “бесполезными” ружьями, и прорвать первую линию обороны будет проще, чем предполагалось.

Однако, впереди еще несколько десятков дверей, которых им не открыть без Намгуна Минсу  (Сон Кан Хо — Адвокат, Чтец лиц), инженера всех этих хитроумных замков и законченного наркоши. Кёртис и Нам заключают сделку: за каждую открытую дверь Нам и его дочь Йона (Ко А Сон — Элегантная ложь, Ходят слухи) будут получать по кронолу, местному наркотику, сделанного из промышленных отходов.

 

Постепенно отряд продвигается вперёд, от вагона к вагону, пока не встречает в отсеке с водой сопротивление в лице охраны и министра Мейсона (Тильда Суинтон), которая в очередной раз очень доходчиво объясняет, что “каждый находится на своём месте” и “место бунтующих в конце поезда”. “Я — шляпа, вы — обувь. Знайте свое место. Будьте обувью”.

Но бунтари не готовы так просто сдаться, ведь если они захватят этот отсек, то будут контролировать воду — важный ресурс и еще один аргумент в предстоящих переговорах с Уилфордом (Эд Харрис), держащим под строгим контролем весь поезд, и самое главное —  вечный двигатель.

 

Водный отсек не дался бунтующим просто так: разыгралась настоящая резня в ходе которой, Кёртис вынужден сделать выбор — взять Мейсона в плен или потерять своего друга Эдгара (Джейми Белл), который буквально вырос у него на глазах.

Захватив водный отсек и министра Мейсона в придачу, они продвигаются вперед, где обнаруживают чудесные зимние сады и огромные аквариумы. Заметно поредевшей группе бунтарей удаётся даже отведать суши.

 

Так они добираются до классной комнаты, где детишкам преподают жизненно важный урок: “Если выбраться из поезда, мы все замёрзнем и умрём. Если вечный двигатель остановится, мы все замёрзнем и умрём”.

Однако, Уилфорд, следящий за происходящим, не может позволить бунтарям пройти очередной вагон без всяких последствий. Он устраивает перестрелку, а за бунт мстит убийством Гиллиама (Джон Хёрт), наставника и друга Кёртиса.

 

Кёртис всё больше уверяется в необходимости бунта и продвигается вперёд, через эконом и первый класс, теряя еще больше людей. В итоге до заветной двери, за которой скрывается двигатель и его создатель, добираются только трое: Кёртис, Нам и его дочка.

Тут-то и становится ясно, что великим планам Кёртиса не суждено сбыться: Нам отказывается открывать дверь к Уилфорду, вместо этого он хочет открыть единственную дверь наружу с помощью кронола, в первую очередь мощного горючего, и в больших количествах фактически бомбы. Он заметил, что за последние годы климат начал меняться, а снег таять. У них появился шанс выжить снаружи.

Однако Уилфорд сам открывает дверь Кёртису.

Концовка

Наконец-то достигнув своих целей, Кёртис узнаёт неутешительную новость — вся “Великая Революция Кёртиса” была тщательно спланирована и разыграна Уилфордом и Гиллиамом, в которой так называемый лидер оказался всего лишь марионеткой.

Именно Уилфорд посылал записки в хвост поезда, чтобы подлить масла в огонь и достичь желаемого эффекта: бунта и резни, в ходе которой погибли бы люди. Цель всего этого маскарада — достичь баланса, чтобы популяция в поезде держалась на строго соблюдаемой отметке для (относительно) комфортного существования других, ведь “поезд — это закрытая экосистема”, которая не может сама себя регулировать, поэтому заниматься этим приходится Уилфорду не без помощи таких “Кёртисов”.

Пока Кёртис отходит от шока, Уилфорд готов предложить ему в утешение свою должность и место лидера, в чьи обязанности входит следить за количеством пассажиров и за исправностью двигателя — “ведь он всегда хотел именно этого”.

Кёртис в последний раз должен сделать выбор: возглавить поезд и стать новым Уилфордом или же помочь Наму и Йоне открыть дверь, ведущую наружу.

 

В итоге Кёртис решает помочь последним и отдаёт им спички, чтобы активировать импровизированную бомбу. К сожалению, дверь-сейф Уилфорлда сломалась и не в состоянии защитить их от ударной волны, зато это могут сделать Нам и Кёртис, укрывая своими телами детей.

Наконец-то этот поезд прекращает свой путь и сходит с рельс. Йона делает первый шаг… и с удивлением обнаруживает, что пока не замерзла до смерти, и скорее всего в ближайшее время ей это не грозит.

 

Комментарии

У меня, конечно, осталось еще первое место для просмотра, но я могу с уверенностью заявить, что “Сквозь снег” — фильм, который покорил меня не только из всей десятки за 2013, но и вообще — из фильмов, просмотренных в последнее время. Давайте разбираться в чём дело.

Во-первых, я люблю фильмы про будущее в общем, и про постапокалиптическое будущее в частности. “Сквозь снег” отличный пример того, как может развиваться наше с вами будущее в снегах. А судя по последним заявлениям учёных, которые предрекают нам очередной ледниковый период, ждать осталось недолго. Вот только такого поезда у нас нет…

Во-вторых, эстетика “Сквозь снега”. Такое разнообразие пассажиров поезда Уилфорда вволю даёт разгуляться фантазии режиссера и арт-директора. Грязь и обноски задних вагонов, вычурность средних, цвета “вырви-глаз” классной комнаты и стерильность комнаты самого хранителя двигателя. Всё это погружает в атмосферу фильма не хуже самого кронола (наверно).

 

В-третьих, зрелищность. Помимо интригующего сюжета и важного посыла “Сквозь снег” еще и очень зрелищен. Чего только стоит бойня в водном отсеке. Экшен-сцены здесь возможно и не основная движущая сила, но всегда приятно посмотреть на хорошо поставленную драку.

В-четвёртых, поезд как метафора социума. Ну и перейдём к сюжетной составляющей. Только ленивый не сравнил поезд с устройством нашего общества. Ну если это сравнение так и лежит на поверхности, то почему бы и нет? Кто-то даже успел поругать По Чжун Хо, за то, что метафора выдалась слишком прямолинейной. Но я бы сказала по-другому: понятнее и полнее метафоры и не придумаешь.

В то время как Кёртис стремится добраться до начала поезда, делая каждый раз при этом сложный выбор: Эдгар или Мейсон, отмщение и прощение и т.д., Нам преодолевает свой путь.

 

Однако, остановимся на минутку и подумаем, для чего Кёртис проделал весь этот путь, “став первым человеком, кто прошел весь поезд”.

Для чего вообще затеваются революции? Добиться равноправия/ ресурсов в нашем случае? Вполне вероятно, однако к тому моменту, когда Кёртис добрался до двигателя, в конце поезда людей осталось не так много. Да и вряд ли, Уилфорд, строго соблюдающий баланс, допустил бы перераспределения ресурсов: у него всё и так выверено чётче некуда.

Тогда власти? Как и сказал Уилфорд Кёртису: “Ты всегда хотел этого — стать лидером”. Возможно именно жажда власти и желание быть во главе двигали Кёртисом, что он выбирал жизнь потенциального заложника, а не друга?

Хотя можно сказать, что Кёртис цели своей практически достиг, однако осознание того, что организованная тобой революция оказалась всего лишь постановкой, порядком подпортило ему настроение.

Единственный оставшийся у меня вариант —  Кёртис так стремился к двигателю в поисках какого-то откровения. Ну что ж, откровение он точно получил, правда не то что хотел.  А кто говорил, в начале поезда лучше?

В-пятых, посыл — это, наверное, самое важное в фильме. В не каждом фильме его найдёшь, да и не в каждом он, честно говоря, нужен. Но когда он есть — это всегда приятно. Итак, как сам Пон Чжун Хо высказался, то его посыл выражается героями Сон Кан Хо и Ко А Сон.

Кёртис продолжает двигаться от хвоста к голове поезда, он хочет изменить систему/поезд, но он всё-таки находится внутри самого поезда/системы. В то время как Нам ищет выход наружу и снаружи.

Иногда, чем бездумно двигаться вперед, лучше остановится и в буквальном смысле оглядеться вокруг — можно заметить интересные вещи, например, что мир меняется и старые байки уже не работают.

Еще никогда фраза “Остановите поезд — я сойду” не звучала лучше.

10/10

Подписывайтесь на обновления: VKTwitterFacebookGoogle+

КОРЕЙСКИЙ БОКС-ОФИС 2013:

0 thoughts on “Рецензия: Сквозь снег/ Snowpiercer (Корея, 2013)”

Write a Reply or Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *