Ответы об IT

Ответы об IT

» » Автоматизированная информационная система «Прогноз и планирование бюджета. Аис "финансы" Аис финансы

Автоматизированная информационная система «Прогноз и планирование бюджета. Аис "финансы" Аис финансы

Показатели рентабельности – набор коэффициентов, показывающих, насколько прибыльна деятельность компании и насколько эффективно использование различных типов ресурсов.

Показатели деловой активности – позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства, включают набор показателей оборачиваемости различных типов средств, обязательств и т.п.

Показатели устойчивости – характеризуют финансовую независимость и платежеспособность компании, включают различные представления соотношений между источниками финансирования (коэффициент финансовой независимости, коэффициент покрытия процентов и т.п.).

Инвестиционные критерии, характеризующие стоимость и доходность акций предприятия (прибыль на акцию, Р/Е, коэффициент покрытия дивидендов и т.п.).

Показатели эффективности инвестиций (дисконтированные Cash-Flow

критерии) – чистый приведенный доход, период окупаемости проекта, внутренняя норма рентабельности и другие показатели, используемые для комплексного анализа проекта.

Модуль «Детализация результатов» предоставляет возможность пользователю просмотреть и вывести на печать детализированные результаты, полученные при расчете проекта. Всего, пользователь может использовать до 30 стандартных таблиц, отображающих состояние и результаты проекта. Если это окажется недостаточным или появится необходимость в отчетах другого формата, они легко могут быть созданы в разделе "Таблицы пользователя".

Система Project Expert также автоматически формирует ряд экспертных заключений по результатам проведенного анализа, включая заключение по анализу безубыточности.

Эти материалы вместе с пояснительным текстом входят в бизнес-план, формирование которого обеспечивает Project Expert. Модуль "Текстовое описание" помогает создать подробный текст бизнес-плана, подключая и создавая библиотеки, используя развитую систему подсказок и комментариев.

Система Project Expert - это мощный инструмент, применяемый руководителями, специалистами, экспертами, менеджерами, инвесторами для решения определенного круга задач, стоящего перед ними.

Применение системы существенно облегчает работу пользователей, повышая производительность труда, качество и оперативность решений, принимаемых по результатам анализа, проведенного с помощью Project Expert, поэтому каждое предприятие в современных рыночных условиях должно стремиться совершенствовать свою деятельность за счет использования информационных систем управления всеми производственными и технологическими процессами.

Контрольные вопросы и тесты для проверки знаний по теме*)

1. Назовите цели организации финансового менеджмента.

2. Что входит в понятие «управлять финансами компаний»?

3. Какие программы используются для решения задач АИТ финансового менеджмента?

4. Назовите предпосылки создания системы автоматизации анализа финансового состояния.

5. Назовите виды АФС.

6. Какие методы анализа финансового состояния Вам известны?

7. В чем особенности программного обеспечения финансового аналитика?

8. Назовите основные особенности программы Project Expert.

9. Дайте характеристику существующим системам бюджетирования.

Т8 – В1. Для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании используется:

А Финансовый анализ;

Б Ретроспективный анализ;

В Экспресс-анализ.

Т8 – В2. Что не является методом анализа финансового состояния?

А Трендовый анализ;

Б Диалектический материализм;

В Факторный анализ.

Т8 – В3. Программа Audit Expert решает задачи:

А Бухгалтерского учета;

Б Аудита;

В Анализа финансового состояния.

Т8 – В4.Внутрифирменное планирование базируется на:

А Методологии и организации;

Б Информационных технологиях;

В Всем вышеупомянутом.

Т8 – В5. Программа «Красный директор» реализует составление:

А Платежного календаря;

Б Отчетности;

В Расчетно-платежной ведомости.

Т8 – В6. Программа «Project Expert» реализует:

А Трендовый анализ;

Б Горизонтальный анализ;

В Имитационную финансовую модель предприятия.

С деньгами все могут, а ты попробуй без денег. Предложение В.С. черномырдина

Глава 9 Информационные технологии финансовой системы

9.1Автоматизированная информационная система (АИС) «Финансы»

9.2 Общая характеристика АИС «Налог»

9.3 АИС «Казначейство»

9.4 Информационные технологии в муниципальном управлении

9.1 АИС «Финансы»

Предпосылками создания АИС «Финансы» являются:

– развитие научно-технического прогресса в сфере информатизации общества, сопровождающееся увеличением масштабов рыночных связей, ростом объемов, ценности

и взаимосвязанности финансовой информации на всех уровнях финансовой системы;

необходимость получения достоверной, оперативной и аналитической финансовой информации;

наблюдающаяся тенденция снижения стоимости и затрат на создание АИС;

выведение информационных технологий органов Российской финансовой системы на мировой уровень;

все более широкое применение электронного документооборота в Минфине России (от районных органов до федеральных органов ведомств);

интенсивный обмен данных Минфина России, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам со смежными системами: Банком России, Государственным таможенным комитетом Российской федерации, статистическими органами, министерствами и ведомствами, получателями бюджетных средств с применением средств связи, а, значит, и средств компьютерной техники;

необходимость обеспечения информационной безопасности всех участников финансовых расчетов;

наличие стандартизации, типовых подходов и взаимодействие бюджетов различных уровней: федерального, территориального и местного;

необходимость государственного финансового планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях;

освобождение финансистов от многочисленных рутинных работ с целью дать «человеку – человеческое, машине – машинное» (Н. Винер).

АИС «Финансы» реализует автоматизированный сбор, регистрацию, обработку, систематизацию и анализ финансовой информации, обмен ею по каналам связи с государственными органами и другими смежными организациями и системами. Она является сложной и динамичной территориально-распределенной АИС и удовлетворяет информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ на всех его уровнях – как федеральном, так и на региональном и районном уровнях – финансовых органах, отделений Федерального казначейства, контрольно-ревизионных управлениях, налоговых органах и органах страхового надзора.

Сферы и звенья системы финансов страны представлены на рис.9.1.

Система финансов страны

Государственные

Финансы хозяйствующих

(публичные) финансы

субъектов и населения

нефинансовые

бюджетная система страны

корпоративные и

квазикорпоративные

государственный кредит

предприятия

федеральный бюджет и

страховые предприятия

бюджеты государственных

внебюджетных фондов

частные некоммерческие

организации,

бюджеты субъектов РФ и

обслуживающие домашние

хозяйства

бюджеты территориальных

государственных

внебюджетных фондов

домашние хозяйства

местные бюджеты

финансовые учреждения

другие финансовые

институты

Рис. 9.1 Сферы и звенья системы финансов страны

Основными функциями АИС «Финансы» являются следующие :

планирование, составление и исполнение бюджета, прогнозирование его показателей;

оптимизация и управление бюджетными потоками по территориям, учет и контроль за процессом перечисления и целевым использованием бюджетных средств на всех уровнях;

сбор, хранение, контроль и обработка информации о доходной и расходной частях бюджета;

подготовка и выдача справочной, статистической и аналитической информации по вопросам планирования и исполнения бюджета по утвержденному регламенту и по произвольным запросам;

сбор информации и формирование отчетов о доведении бюджетных средств до их распорядителей и отчетов о состоянии финансов, находящихся в распоряжении бюджетных единиц и распорядителей средств;

комплексная автоматизация делопроизводства кадров, финансовохозяйственной деятельности финансовых органов;

формирование, ведение и использование региональных баз данных, содержащих информацию, необходимую для обеспечения управления финансами, бюджетным процессом, аналитической деятельностью и другими финансовыми процессами в масштабе всей страны;

информационное взаимодействие со всеми базами данных АИС в интерактивном режиме, обмен информационными сообщениями в ведомстве в режиме электронной почты.

В систему входят различные аппаратные средства, используемые на З-х уровнях: Минфин, региональный уровень, районный уровень. В основном, это локальновычислительные сети (ЛВС), электронные каналы связи. В ЛВС применяется IBM – совместимые компьютеры. В Минфине РФ основное программное обеспечение – это ОС

Windows NT, Noмell Netware для ЛВС. В качестве СУБД используется FoxPro, MS SQL

Основные программы функционируют по технологии файл-сервер, т.е. имеются ЛВС с одним или несколькими центральными серверами. В сервере хранятся БД в виде обычных файлов ОС. В каждом АРМе (рабочая станция) используются прикладные программные средства.

Такая технология имеет ограничения, поскольку не позволяет обрабатывать объемную информацию. Требуется техническое перевооружение – мощные скоростные средства, использование специальных командных языков запросов.

В последнее время широко распространена технология «клиент-сервер» с использованием сетевых компьютеров, ориентированных специально на работу с вычислительной сетью. Обработка данных идет на мощном сервере, который имеет связь

с Интернетом.

В последнее время все сильнее заявляют о себе сетевые технологии обработки данных. Данные технологии принципиально также являются «клиент-серверными», но в качестве рабочего места здесь выступает «сетевой компьютер» – компьютер, ориентированный специально на работу с вычислительной сетью (так называемый «тонкий клиент» – клиентская станция с минимально необходимой конфигурацией оборудования). Обработка данных происходит только на мощном сервере, включенном в глобальную (территориально сильно распределенную) сеть, например, Internet.

АИС «Финансы» федерального уровня включает, в основном, такие функциональные подсистемы:

– Бюджетный процесс.

– Доходная часть бюджета.

– Расходная часть бюджета.

– Государственное кредитование.

– Финансовый контроль бюджета.

– Финансирование отраслей народного хозяйства.

В территориальных финансовых органах решается комплекс технологических задач, реализованных в виде АРМ работника по бюджету региона и АРМ бухгалтерского учета исполнения бюджета.

В свою очередь пакеты АРМ бюджетного работника состоят из следующих основных модулей .

«Прогноз» используется для решения вопросов прогнозирования с возможностью выбора сценария условий. Программа позволяет хранить и анализировать результаты разных вариантов прогнозирования и использовать их для получения выходных документов.

«Составление и свод бюджетов» предназначен для автоматизации процессов по составлению и своду доходной и расходной частей бюджета, распределению доходов и расходов по кварталам, учету уведомлений об изменении и формировании уточненного бюджета.

«Сеть, штаты и контингенты» автоматизирует процессы планирования и очередности бюджетов разных уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

«Исполнение бюджетов» – основная и наиболее емкая часть АРМ. Он настраивается на ведение учета исполнения бюджета для paзличных этапов: составления плана счетов, объединения бюджетных счетов в группы, учета доходов в разрезе плательщиков, документов или других объектов, обмена информацией с банками на уровне файлов и т.д.

«Учет и контроль бюджетных средств, выданных в кредит» автоматизирует процессы учета кредитных средств, ведение карточек лицевых счетов и договоров, расчета процентов и пеней, учета платежей и состояния расчетов с бюджетом по кредитам и т.п.

Модуль «Учет векселей» используется для учета векселей и составления реестров.

Модуль «Социальные компенсационные выплаты» автоматизирует процессы планирования, расчета, бухгалтерского учета и отчетности по компенсационным выплатам из бюджета. Он обеспечивает составление годового плана на предоставление пособий и контроль наличия остатков средств на расчетных счетах финансового органа.

Модуль «Отчет об исполнении бюджетов» используется для составления и свода доходной и расходной частей бюджета, подготов и отчета о недостачах и хищениях, справок об основных средствах и материалах и сведений о состоянии кредиторской задолженности.

Хороших налогов не бывает Закон налогообложения по У. Черчиллю

Сегодня для правильного заполнения декларации о доходах требуется больше ума и усилий, чем для получения этих самых доходов.

Закон прибыли по Альберту Ньюмену

9.2 Общая характеристика АИС «Налог»

Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Налоговые инспекции ежедневно обрабатывают большой объем информации, получаемой из банков и от налогоплательщиков, и поэтому без создания информационных систем, АРМов и других средств автоматизации и компьютеризации практически невозможно обеспечить своевременность и полноту сбора налогов. Созданная в государственной налоговой службе (ГНС), АИС «Налог» является инструментом оперативного сбора, обработки, учета и оценки информации о состоянии налогообложения, а также управления деятельностью органов налоговой службы на основе комплексного использования современных средств информации.

Таким образом, основными целями АИС «Налог» является:

повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;

улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;

анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой

динамики;

информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

сокращение объема бумажного документооборота.

АИС «Налог» относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при

минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней.

АИС реализуют соответствующие информационные технологии.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются документированные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего, информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру, представленную на рис. 9.2.

Президент и

1 уровень:

Правительство

Государственная

– Налоговые службы

– Налоговые

налоговая служба РФ

краев и областей

инспекции районов

– Налоговые службы

– Налоговые

республик

инспекции городов

– Налоговые службы

– Налоговые

Москвы и Санкт-

инспекции городских

Петербурга

Рис. 9.2 Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Первый и второй уровни Министерства по налогам и сборам осуществляют методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами - предприятиями и организациями, так и физическими лицами - населением) осуществляет третий уровень.

Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.

В органах налоговой службы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления

и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий.

АИС «Налог» решает следующие задачи: ускорение документационных процессов, освобождение от рутинных расчетов, работа в соответствии с налоговым законодательством, использование электронного документооборота, безошибочность расчетов и т.д.

АИС «Налог» имеет возможность постоянно совершенствоваться, двигаться вместе со временем, отвечая растущим потребностям ее пользователей, развиваться в русле передового мирового опыта.

В основе создания АИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационнологических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы. Существенное место в проекте занимают информационно-справочные системы, такие, как законодательные и нормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их использования не обходится ни одно структурное подразделение налоговых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант Плюс», «Гарант», «Юсис» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе технического проектирования является определение состава и структуры профессиональных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функций конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законодательству и т.д. Для создания таких баз могут использоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиеся программные средства. Следующим этапом является рабочее проектирование. На этом этапе выполняются работы по созданию необходимой документации, структурированию и программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатом рабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплекс баз данных пользователей, комплекс технической документации на систему. Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всё многообразие программных продуктов начиная от операционных систем до языков программирования. По окончании рабочего проектирования проводится внедрение разработанного проекта. Внедрение осуществляется по методике, содержащей перечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые результаты, критические точки отказов, критические временные периоды. В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исходные данные для внедрения. Контрольный пример отражает реальные информационные совокупности и содержит всевозможные

варианты и сочетания информационных условий каждой функциональной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения составляется акт, в котором содержатся оценка полученного результата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устранения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Автоматизированная информационная технология в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, дружественное программное обеспечение и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информации, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно говорить о двух подходах внедрения новой технологии в налоговую структуру. В первом случае информационная технология приспосабливается к существующей организационной структуре и происходит лишь модернизация сложившихся методов работы. При этом коммуникации развиты слабо, и комплекс технологических операций охватывает только локальные рабочие места. Этот подход сводит к минимуму степень риска от внедрения, так как затраты минимизированы и организационная структура не меняется. Происходит слияние функций сбора и

обработки информации с функцией принятия решений.

Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Характерной чертой этого подхода являются максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, которые до этого были экономически нецелесообразны. Кроме того, появляется возможность расширения системы в соответствии с потребностями организации и имеющимися ресурсами. При этом рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей информации и достигается эффективность работы каждого управленческого уровня.

Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя, что позволяет ликвидировать разрыв между информационной и организационной структурами. Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных учреждениях. При этом за счет универсальности используемых технических средств обеспечивается технологическая, методологическая и организационная интеграция информационных систем в виде сети автоматизированных рабочих мест.

Функциональные подсистемы АИС «Налог»

Как и любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Заключение

1. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации

Перед созданием любой системы управления определяются объект управления, задачи, решаемые им, а также взаимодействие и направленность информационных потоков.

Объектом управления в данном случае выступает бюджетный процесс (БП), а основными его участниками являются бюджетные учреждения (бюджетополучатели, бюджетораспорядители, органы исполнительной власти, финансовые органы).

Для автоматизации БП РФ создается единая автоматизированная информационная система управления, обеспечивающая единство и предусматривающая взаимодействие бюджетов различных уровней: федерального, территориального и местного.

Системы управления одного уровня решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных. Чем выше в бюджетной пирамиде управления стоит учреждение, тем сложнее и шире перечень решаемых в нем задач, при этом на одном бюджетном уровне могут находиться различные виды бюджетных учреждений.

Федеральный бюджет РФ (ФБ РФ) формируется для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий, выполняемых центральными органами власти.

Через ФБ осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и создание национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.

На ФБ возложено финансирование общегосударственных органов власти и местного управления, поддержание обороноспособности государства, развитие науки, образования, федеральных целевых программ и т. п.

На уровне ФБ РФ можно выделить следующие комплексы функциональных задач, решаемые с помощью информационных технологий.

Сводное финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансировании расходных статей.

Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование, которое на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оцет нок предусматривает разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджета. При разработке прогноза бюджета используются экономико-математические методы (например, метод экстраполяции, метод экспертных оценок, каузальный метод прогнозирования).

Проект ФБ РФ разрабатывается Министерством финансов РФ (в настоящее время Федеральной службой финансово-бюджетного надзора) по поручению Правительства РФ. Федеральная служба и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, включающей прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, нормативы финансовых затрат, планы развития государственного и муниципального секторов экономики, долгосрочные целевые программы и т. п.

Исполнение ФБ начинается после его утверждения органом представительной власти.

В финансовых органах подготавливается организационный план, в котором определяются задачи подразделений по обеспечению выполнения бюджета, при этом на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств предусматривает различные варианты бюджетной отчетности. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит, а также все бюджетные операции находят отражение в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Финансовые органы подготавливают бюджетную отчетность и предоставляют ее в Правительство РФ в установленные сроки. После утверждения отчетов об исполнении бюджетов они передаются для опубликования в открытой печати.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет Российской Федерации (КБ РФ). Он включает в себя ФБ и КБ субъектов РФ. В свою очередь КБ субъекта РФ включает в себя региональный бюджет и местные бюджеты.

КБ представляет собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования на территории РФ в целом и ее отдельных субъектов. Для уровня КБ характерно выделение следующих комплексов функциональных задач:

Определение величины нормативных отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций с учетом объемов бюджетов административно-территориальных образований;

Анализ формирования и использования централизованного финансового фонда страны;

Сводное финансовое планирование доходов и расходов государства;

Разработка прогнозов экономического и социального развития государства и его территорий;

Расчет показателей обеспеченности жителей страны и территорий для проведения сравнительного анализа состояния отдельных территорий РФ и с аналогичными показателями других государств.

В решении задач каждого комплекса обычно одновременно задействованы различные участники БП, что подтверждает организационную и информационную сложность БП с точки зрения его автоматизации.

2. Структура АИС управления бюджетом

Управление бюджетом осуществляется в масштабах распределенной инфраструктуры - бюджетной сети. Поэтому, помимо автоматизации деятельности отдельных финансовых органов и казначейских структур, стоит задача интеграции всех субъектов БП на некотором уровне бюджетной сферы и создания единого информационного пространства региона, города, района. Все участки БП должны быть автоматизированы программными системами, соответствующими перечню выполняемых функций и обеспечивающими электронный обмен данными в соответствии с порядком взаимодействия участников между собой. Поэтому разрабатываемая АИС должна быть выполнена на одной технологической базе, иметь каналы обмена данными и представлять интегрированный программный комплекс, на базе которого может быть создана единая многоуровневая распределительная система управления финансами.

Только совместное, согласованное функционирование АИТ бюджетных органов, межбанковской расчетно-платежной системы и AT финансово-казначейских органов позволит повысить оперативность и контроль за исполнением бюджета, вести в режиме реального времени учет по существующей схеме сбора доходов, формировать бюджеты различных уровней и целенаправленно доводить средства ФБ до бюджетополучателей.

Все современные программные продукты, предназначенные для комплексной автоматизации, создаются с использованием модульного подхода (принципа). Этот подход можно грубо сравнить с детским конструктором. То есть каждый отдельный модуль разрабатывается для решения конкретной узкой задачи, при этом обязательно предусматривается возможность обмена данными между модулями (их стыковка). Комбинируя наборы исходных модулей, можно создать программный продукт для решения комплекса задач определенного работника, структурного подразделения, предприятия в целом, отрасли и т. п.

Модули АИС (основа структуры) - это программный продукт, решающий конкретную задачу пользователя. Реализация конкретных модулей производится на АРМ специалистов, отвечающих за выполнение возложенных на них функций. Модули можно подразделить на:

Основные, имеющие собственный пользовательский интерфейс и способные функционировать отдельно (модуль формирования проекта бюджета, росписи и уточнения плана бюджета, составления регламентированных отчетов, формирования кассового плана и т. д.);

Вспомогательные, расширяющие возможности основного модуля и работающие под управлением его интерфейса (модуль формирования печатных форм документов и отчетов; модуль конвертации данных и т. п.).

Технологический процесс состоит в объединении модулей по технологии решаемых задач. На этом уровне, согласно задачам организации, формируются АРМ специалистов в соответствии с реализуемыми ими функциями и имеющимися у специалиста полномочиями. Благодаря стыковке модулей и использованию единого интерфейса системы возможна гибкая настройка АРМ сотрудника бюджетной сферы и его своевременная модификация и адаптация к реальным потребностям.

Примерами являются АРМ администратора системы, АРМ казначея, АРМ налогового работника и т. д.

Функциональная подсистема - это совокупность АРМ, связанных между собой маршрутными потоками передачи информации и предназначенная для решения определенной функциональной задачи бюджетного органа (например, формирование доходной части бюджета, контроль за расходованием бюджетных средств и т. п.). Функциональные подсистемы работают на уровне отделов (подразделений). Приложения этого уровня позволяют работать со сводными результатами и отчетами по определенной функциональной задаче.

Единая многоуровневая распределенная система управления финансами - это верхний уровень управления органа государственной власти бюджетного процесса. Она представляет собой совокупность функциональных подсистем, связанных в единое целое. Приложения на этом уровне реализуют хранение отчетных данных в базе данных, формируют стандартные формы выходных отчетов, позволяют проводить анализ и статистические исследования, организуют создание массивов данных для передачи в вышестоящие органы и т. п.

Приведенные структурные элементы должны иметь практическую реализацию на каждом уровне структуры органов государственной власти БП (федеральном, территориальном, региональном, местном).

При практической реализации программных продуктов для каждого субъекта бюджетного процесса не следует забывать об их возможной архитектурной организации - с открытой или закрытой (функционального типа) архитектурой.

В программы первой группы алгоритмы реализации учетных процедур, состав и формы выходных документов жестко "зашиты" в алгоритм программы. Однако за счет настройки внешних параметров достигается гибкость этого вида продуктов. При выборе таких программ возникает необходимость в их дальнейшем сопровождении фирмой-разработчиком.

Программные продукты второй группы имеют открытый алгоритм и средства его настройки. Конечный пользователь сам может настраивать реализацию учетных процедур, менять и разрабатывать состав и формы входных документов и отчетов. Продукты этой группы более универсальны и лучше адаптируются к резким изменениям, но их использование требует высокой квалификации обслуживающего персонала и учета совместимости с программными продуктами других уровней бюджетной сферы.

3. АИТ местных финансов (муниципальных образований)

В конце 1998 г., была принята концепция информатизации Министерства финансов РФ (теперь Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ), предусматривающая функционирование АИС "Финансы", реализующей на федеральном уровне следующие технологические процессы:

Расчет вариантов проекта бюджета, учет изменений и составление уточненного плана расходов ФБ;

Свод проекта расходов ФБ на социально-культурную сферу и науку, свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов РФ, свод проекта расходов ФБ на основе заявок министерств и ведомств;

Расчет сумм пособий на детей по регионам;

Обработка и анализ статистической информации по промышленному комплексу, легкой промышленности, сфере услуг, предпринимательству, торговым предприятиям и организациям;

Свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;

Анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье "Неналоговые доходы";

Ведение реестра ценных бумаг, владельцев крупных ценных бумаг, реестра архивных дел и информационных институтов.

Объединение этих технологических процессов по их функциональному назначению представляют функциональные подсистемы (ФП) АИС "Финансы".

ФП "Бюджетный процесс" реализует планирование и прогнозирование показателей по статьям бюджета на предстоящий год, подготовку бюджетных статей к рассмотрению и утверждению, обеспечивает текущее слежение за выполнением бюджетных показателей, формирует отчетные регистры об исполнении ФБ и КБ. ФП "Доходная часть бюджета" обеспечивает расчеты планируемых и прогнозируемых показателей доходной части бюджетов на всех уровнях управления, бухгалтерский учет доходов с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет, формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.

ФП "Расходная часть бюджета" реализует комплекс задач по исполнению ФБ и распределению в установленных пропорциях до ходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ. Подсистема сопоставляет операции бухгалтерского учета со всеми государственными федеральными ресурсами, обеспечивая информационное сопровождение этих процессов, и создает возможность осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию.

ФП "Государственное кредитование" реализует решение задач по планированию государственного долга с учетом операций по его погашению и обеспечивает информационное сопровождение проблем, связанных с эмиссией ценных бумаг, разработкой валютно-кредитной политики и кредитных отношений и т. д.

ФП "Финансовый контроль бюджета" автоматизирует процессы, связанные с информационно-аналитической экспертизой и оценкой подготавливаемых и принимаемых решений в области финансово-бюджетной деятельности, реализует контроль за расходованием рублевых и валютных финансовых ресурсов с проверкой соблюдения финансовой дисциплины.

ФП "Финансирование отраслей народного хозяйства" отвечает за планирование финансовых показателей на следующий бюджетный период, обеспечивая учет выделенных средств по отраслям народного хозяйства (социальное обеспечение, здравоохранение и физическая культура, государственный аппарат, оборонный комплекс, легкая промышленность и т. п.), формирует сводные отчеты для анализа по истекшему финансовому году и подготовке рекомендаций на предстоящий бюджетный год.

Отдельные функциональные компоненты подсистемы АИС "Финансы" являются составными компонентами интегрированной информационной системы, отражающей целостную картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивающей ее комплексный анализ, помогающей в подготовке прогнозных оценок и поддерживающей процессы коллективного и индивидуального принятия решений.

Связь функциональных компонентов осуществляется с помощью Единой телекоммуникационной сети (ЕТКС), основное назначение которой заключается в обеспечении внутриведомственной связи между центральным аппаратом службы и ее территориальными органами с целью повышения качества, защищенности и скорости передачи информации, эффективности функционирования центральных и территориальных органов службы в условиях рыночной экономики и снижения расходов на информационное взаимодействие.

Заключение

Все большее значение в развитии РФ и решении социальных вопросов придается субъектам РФ, для финансового обеспечения задач которых предназначены территориальные бюджеты. Территориальные финансовые органы - наиболее распространенная часть финансовой системы страны, в которой совершается наибольший документооборот, поэтому автоматизация данного уровня носит самый массовый характер. Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процессы ФБ, при этом отличия заключаются в составе функциональных задач, связанных с особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов РФ.

В территориальных финансовых органах разработаны и используются программные продукты, подготовленные научными и проектными организациями. В их числе программы НПО "Криста" (г. Рыбинск), Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Чувашской Республики, Регионально-вычислительного центра Налоговой службы Нижегородской области, АО "Финтех" и др.

Внедрение АИС "Финансы" в территориальные финансовые органы позволяет повысить уровень управления территориальными финансами, региональным и местным администрациям принимать более обоснованные и своевременные решения по экономическому и социальному развитию территорий. бюджетирование финансовый казначейский

При этом достигается ускорение получения отчетных данных об исполнении бюджета по доходам и расходам, повышение достоверности отчетных данных о поступлении и расходовании бюджетных средств, оперативность обработки отчетных данных об исполнении бюджета, расширение возможности для прогнозирования бюджетных показателей, разработка вариантов расчетов к проекту бюджета, усиление контроля за исполнением бюджета, сокращение трудозатрат, связанных с учетом бюджетных средств и передачей информации об исполнении бюджета в другие учреждения и организации. Система состоит из комплексов технологических задач, реализованных в виде АРМ.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и органы. Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, ее деятельность, роль, взаимодействие с другими контрольными органами, а также характеристика контрольной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Реформа государственной власти и создание Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ. Задачи, цели и объекты проведения ревизий и проверок, состав обязанностей и полномочий службы Росфиннадзора, порядок планирования контрольных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Характеристика деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в 2014 г. при осуществлении бюджетных полномочий и государственных функций. Основные задачи организации. Комплексный анализ и оценка эффективности деятельности Федеральной службы.

    дипломная работа , добавлен 14.04.2015

    Сущность и методы управления финансами, объекты и субъекты. Высшие органы государственной власти управления финансами. Министерство Финансов, Казначейство РФ. Счетная Палата, налоговые органы. Федеральная служба страхового и финансово-бюджетного надзора.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2009

    Место бюджетирования в системе управления организацией. Основные виды бюджетов. Анализ состояния и функционирования бюджетного управления в ООО "Гепард". Формирование операционного и финансового бюджета. Методика практической реализации бюджетирования.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2015

    Возникновение и становление бюджетной и казначейской системы. Поддержка казначейских реформ на высоком уровне. Задачи казначейских реформ и последовательная стратегия их реализации. Внедрение Системы информационного управления государственными финансами.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2008

    Понятие финансового контроля, его значение и задачи. Основные виды и формы финансового контроля. Задачи и функции органов государственного финансового контроля. Роль Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации.

    реферат , добавлен 14.05.2012

    Особенности бюджетного устройства России, структура бюджетной системы государства. Договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Принципы бюджетной системы РФ, их сущностная характеристика.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2016

    Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, SWOT-анализ и SWOT-матрица. Сущность и основные принципы бюджетного планирования. Методика финансового планирования. Характеристика системы налогообложения предприятия, расчет основных налогов.

    отчет по практике , добавлен 18.09.2014

    Понятие, сущность и функции системы бюджетирования. Пример набора финансовых бюджетных форм. Этапы процесса бюджетирования в процессе организации финансового управления. Расчет показателей финансовой устойчивости в ООО Компания "Сплав", динамика прибыли.

Важной составляющей информационного ресурса в сфере экономики является финансовая информация, значительный объем которой относится к системе Министерства финансов России. БД системы Министерства финансов РФ хранит большие объемы финансовой информации, значение которой трудно переоценить. Она востребована на всех уровнях управления народным хозяйством, во всех его отраслях.

Эффективная работа финансовых органов предусматривает взаимодействие и обмен информацией с внешними организациями, что ведет к резкому росту объемов информационных потоков и необходимости создания общегосударственной системы учета и контроля бюджетных финансовых потоков, связанной с БД Министерства финансов, Пенсионного фонда, Центрального банка, МВД и других органов.

Автоматизированная ИС Министерства финансов - АИС «Финансы» - предназначена для автоматизированного сбора, учета, передачи, обработки и анализа финансовой информации, а также для взаимодействия с государственными органами и другими внешними организациями и системами. Эта система представляет собой территориально-распределенную АИС, которая обслуживает информационные потребности сотрудников центрального аппарата Министерства финансов, Главного управления Федерального казначейства, территориальных структурных подразделений на региональном и районном уровнях - финансовых органов, отделений Федерального казначейства, контрольно-ревизионных управлений и органов страхового надзора, а также имеет информационные связи с прямыми получателями бюджетных средств. АИС «Финансы», являясь частью единой общегосударственной информационно-телекоммуникационной системы, взаимодействует с другими ИС органов государственной власти и управления.

АИС «Финансы» позволяет качественно, на основе формирования оптимальных макроэкономических пропорций осуществлять государственное финансовое планирование и обеспечивает автоматизацию следующих функций :

Планирование, составление и исполнение бюджета, прогнозирование его показателей;

Оптимизация и управление бюджетными потоками по территориям, учет и контроль перечисления и целевого использования бюджетных средств на всех уровнях;

Сбор, хранение, контроль и обработка информации о доходной и расходной частях бюджета;

Подготовка и выдача справочной, статистической и аналитической информации по вопросам планирования и исполнения федерального бюджета по утвержденному регламенту и по произвольным запросам;

Сбор информации и формирование отчетов о доведении бюджетных средств до их распорядителей и отчетов о состоянии финансов, находящихся в ведении бюджетных единиц и распорядителей средств;


Делопроизводство, финансово-хозяйственная деятельность министерств, управлений и отделений Федерального казначейства;

Создание стратегии маневрирования государственными финансовыми ресурсами и управления доходами и расходами бюджета;

Формирование, ведение и использование центральных и региональных БД, содержащих информацию, необходимую для обеспечения управления финансами страны, бюджетным процессом, аналитической деятельностью и другими финансовыми процессами;

Информационное взаимодействие со всеми БД АИС в интерактивном режиме.

Сконцентрированная в БД АИС «Финансы» информация о всех государственных активах и пассивах позволяет более эффективно использовать общегосударственные финансы и оптимизировать бюджетные потоки на основе четко определяемых объемов реальных потребностей.

Структуру АИС «Финансы» образуют обеспечивающие и функциональные подсистемы.

Информационное обеспечение поддерживает взаимодействие всех частей АИС на основе единой информационной базы и унифицированных электронных форм входных и выходных финансовых документов. Стандартизированные структуры данных обеспечивают однозначность и сопоставимость информации в режимах обмена данными по телекоммуникационным каналам связи и на магнитных носителях.

Важное место в обеспечивающей структуре АИС «Финансы» занимает техническое обеспечение . Поскольку АИС «Финансы» распределена по трем уровням управления - местному, региональному и федеральному, то в состав технического обеспечения входят ЭВМ (микро-, мини-, супер-ЭВМ), ЛВС, электронные и др.каналы связи, а также утвержденные протоколы обмена данными.

Структуру программного обеспечения образуют ОС (Windows, UNIX и Novell Net Ware для локальных сетей) и комплекс прикладных программ, реализующих задачи финансовых органов Министерства финансов. В качестве программных инструментов используются различные СУБД - FoxPro, Clipper, MS SQL Server, Access, Informix, Oracle, Pick и др.

Прикладные программные продукты функционируют по технологии «файл - сервер», предполагающей использование локальной сети с одной или несколькими центральными ЭВМ-серверами, на которых хранится БД в виде обычных файлов ОС. На каждой рабочей станции устанавливаются СУБД и конкретные приложения, непосредственно воздействующие на БД, расположенную на сервере. С рабочей станции посылается запрос и к ней возвращается вся копия БД. Поэтому к недостаткам архитектуры «файл-сервер» относят повышенную нагрузку на сеть и снижение ее производительности. В этом случае в системе целесообразно использовать технологию «клиент - сервер». По данной технологии на сервере размещается БД совместно со специальной мощной СУБД, которая обрабатывает данные в своем внутреннем представлении, а не в формате ОС. СУБД имеет собственные средства защиты от несанкционированного доступа и хранения информации. Прикладное ПО, устанавливаемое на рабочей станции - клиенте, воздействует на БД только через специальные команды, подаваемые на сервер. В основном это операторы языка SQL (Structured Query Language -структурированный язык запросов). Кроме того, используются прикладные программы, которые отрабатываются непосредственно на сервере при воздействии на БД со стороны клиентской станции. При подобной организации информация защищена более надежно и обрабатывается быстрее при практически полном отсутствии ограничений объема БД.

Функциональными подсистемами АИС «Финансы» автоматизируются такие виды технологических операций как:

Планирование, прогнозирование и экстраполяция финансовых показателей бюджета;

Информационно-справочные операции;

Информационно-аналитические операции;

Корпоративное делопроизводство и документооборот;

Бухгалтерский учет финансов;

Формирование сводных и других видов отчетов в различных разрезах и в соответствии с разной классификацией (бюджетной, ведомственной, экономической и др.).

К основным функциональным подсистемам АИС «Финансы» относятся следующие подсистемы:

1. Подсистема «Бюджетный процесс» обеспечивает автоматизацию информационно-аналитических и технологических процессов на всех стадиях планирования, составления и исполнения государственного бюджета, а именно:

Планирование и прогнозирование бюджета:

ü разработка финансовых планов, их согласование с общей финансовой программой государства на предстоящий год;

ü определение общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным министерствам, ведомствам и отраслям хозяйства, административно-территориальным единицам;

ü определение общих финансовых связей, необходимых соотношений между централизованными и децентрализованными финансовыми планами;

Составление бюджета;

Рассмотрение и утверждение бюджета;

Исполнение бюджета, осуществление государственного финансового контроля за ходом выполнения бюджета;

Составление и утверждение отчета об исполнении.

2. Подсистема «Доходная часть бюджета» поддерживает детальный учет доходов по категориям бюджетной классификации, что позволяет ежедневно получать информацию о поступивших доходах и своевременно регулировать денежные потоки, обеспечивая финансирование предусмотренных в бюджете расходов в максимально возможном объеме. Основная часть автоматизации этого процесса приходится на подсистемы АИС в территориальных органах Федерального казначейства, где ведется ежедневный учет поступивших на основные счета управлений и отделений Федерального казначейства сумм налогов и других платежей от налогоплательщиков.

3. Подсистема «Расходная часть бюджета» обеспечивает планирование, учет и анализ расходов бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Существующая казначейская система исполнения бюджета предполагает, что в ИС должны регистрироваться все этапы расходования средств их получателями - главными распорядителями и иными бюджетными единицами. Средствами этой подсистемы формируется и поддерживается БД о всех бюджетных и внебюджетных операциях.

4. Подсистема «Государственное кредитование» позволяет осуществлять контроль за всеми этапами выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг и долговых обязательств. В подсистеме проводится обработка данных по планированию и погашению государственного долга, совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами.

5. Подсистема «Финансовый контроль бюджета» представляет собой информационно-аналитическую экспертную систему оценки финансовых результатов реализации того или иного решения.

6. Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» служит для планирования и учета выделения средств по отраслям народного хозяйства - образованию, культуре, науке, здравоохранению, социальному обеспечению, оборонному комплексу, государственному аппарату и др.

В АИС «Финансы» реализуются следующие технологические процессы и процедуры :

Защита данных от несанкционированного доступа и разграничение доступа конкретных пользователей к той или иной информации и режимам работы;

Надежность и безопасность хранения информации путем автоматического копирования частей БД на внешние носители информации, создания и загрузки резервных копий;

Архивация данных, утративших актуальность, на магнитные или лазерные диски, стриммерные магнитные ленты;

Система построения аналитических диаграмм позволяет в удобной форме, в виде прямоугольных гистограмм, круговых и др. диаграмм, представлять сводную информацию и результаты запросов;

Справочная система помощи реализует две функции: технологическую помощь - освоение собственно программы АИС и режимов ее работы, а также методическую помощь - поиск и получение официальных документов по финансам.

Министерство финансов имеет собственный веб-сервер - http://www.minfin.ru. Доступ финорганов к находящимся на сервере прикладным программам открывается по заявкам территориальных органов, направляемым в Информационно-технический департамент Министерства финансов.

Управление бюджетом осуществляется в масштабах распределенной инфраструктуры - бюджетной сети. Поэтому, помимо автоматизации деятельности отдельных финансовых органов и казначейских структур, стоит задача интеграции всех субъектов БП на некотором уровне бюджетной сферы и создания единого информационного пространства региона, города, района. Все участки БП должны быть автоматизированы программными системами, соответствующими перечню выполняемых функций и обеспечивающими электронный обмен данными в соответствии с порядком взаимодействия участников между собой. Поэтому разрабатываемая АИС должна быть выполнена на одной технологической базе, иметь каналы обмена данными и представлять интегрированный программный комплекс, на базе которого может быть создана единая многоуровневая распределительная система управления финансами.

Только совместное, согласованное функционирование АИТ бюджетных органов, межбанковской расчетно-платежной системы и AT финансово-казначейских органов позволит повысить оперативность и контроль за исполнением бюджета, вести в режиме реального времени учет по существующей схеме сбора доходов, формировать бюджеты различных уровней и целенаправленно доводить средства ФБ до бюджетополучателей.

Все современные программные продукты, предназначенные для комплексной автоматизации, создаются с использованием модульного подхода (принципа). Этот подход можно грубо сравнить с детским конструктором. То есть каждый отдельный модуль разрабатывается для решения конкретной узкой задачи, при этом обязательно предусматривается возможность обмена данными между модулями (их стыковка). Комбинируя наборы исходных модулей, можно создать программный продукт для решения комплекса задач определенного работника, структурного подразделения, предприятия в целом, отрасли и т. п.

Модули АИС (основа структуры) - это программный продукт, решающий конкретную задачу пользователя. Реализация конкретных модулей производится на АРМ специалистов, отвечающих за выполнение возложенных на них функций. Модули можно подразделить на:

  • - основные, имеющие собственный пользовательский интерфейс и способные функционировать отдельно (модуль формирования проекта бюджета, росписи и уточнения плана бюджета, составления регламентированных отчетов, формирования кассового плана и т. д.);
  • - вспомогательные, расширяющие возможности основного модуля и работающие под управлением его интерфейса (модуль формирования печатных форм документов и отчетов; модуль конвертации данных и т. п.).

Технологический процесс состоит в объединении модулей по технологии решаемых задач. На этом уровне, согласно задачам организации, формируются АРМ специалистов в соответствии с реализуемыми ими функциями и имеющимися у специалиста полномочиями. Благодаря стыковке модулей и использованию единого интерфейса системы возможна гибкая настройка АРМ сотрудника бюджетной сферы и его своевременная модификация и адаптация к реальным потребностям.

Примерами являются АРМ администратора системы, АРМ казначея, АРМ налогового работника и т. д.

Функциональная подсистема - это совокупность АРМ, связанных между собой маршрутными потоками передачи информации и предназначенная для решения определенной функциональной задачи бюджетного органа (например, формирование доходной части бюджета, контроль за расходованием бюджетных средств и т. п.). Функциональные подсистемы работают на уровне отделов (подразделений). Приложения этого уровня позволяют работать со сводными результатами и отчетами по определенной функциональной задаче.

Единая многоуровневая распределенная система управления финансами - это верхний уровень управления органа государственной власти бюджетного процесса. Она представляет собой совокупность функциональных подсистем, связанных в единое целое. Приложения на этом уровне реализуют хранение отчетных данных в базе данных, формируют стандартные формы выходных отчетов, позволяют проводить анализ и статистические исследования, организуют создание массивов данных для передачи в вышестоящие органы и т. п.

Приведенные структурные элементы должны иметь практическую реализацию на каждом уровне структуры органов государственной власти БП (федеральном, территориальном, региональном, местном).

При практической реализации программных продуктов для каждого субъекта бюджетного процесса не следует забывать об их возможной архитектурной организации - с открытой или закрытой (функционального типа) архитектурой.

В программы первой группы алгоритмы реализации учетных процедур, состав и формы выходных документов жестко "зашиты" в алгоритм программы. Однако за счет настройки внешних параметров достигается гибкость этого вида продуктов. При выборе таких программ возникает необходимость в их дальнейшем сопровождении фирмой-разработчиком.

Программные продукты второй группы имеют открытый алгоритм и средства его настройки. Конечный пользователь сам может настраивать реализацию учетных процедур, менять и разрабатывать состав и формы входных документов и отчетов. Продукты этой группы более универсальны и лучше адаптируются к резким изменениям, но их использование требует высокой квалификации обслуживающего персонала и учета совместимости с программными продуктами других уровней бюджетной сферы.

чт, 04/24/2008 - 12:47 - vereschagina

Назначение

АИС «Прогноз и планирование бюджета» предназначена для комплексной автоматизации процесса формирования проекта бюджета и среднесрочного финансового плана субъекта РФ (МО) на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Цели внедрения

  • Автоматизация процесса планирования бюджета, повышение эффективности согласования информации между участниками процесса планирования.
  • Обеспечение информационно-аналитической и инструментальной поддержки процессов принятия решений специалистами финансового органа при формировании проекта бюджета и среднесрочного финансового плана.
  • Систематизация и обобщение алгоритмов и методик планирования бюджета.

Состав и функциональные возможности

АИС «Прогноз и планирование бюджета» включает следующие функциональные подсистемы:

  • Программный модуль «Планирование доходной части бюджета»
  • Программный модуль « Реестр расходных обязательств» .
  • Программный модуль «Планирование бюджетных ассигнований»
  • Программный модуль "Государственное (муниципальное) задание"
  • Программный модуль «Паспорт государственного (муниципального) учреждения»
  • Программный модуль «Планирование межбюджетных трансфертов»
  • Программный модуль «Формирование закона (решения) о бюджете и уточнений к нему»

Отличительные особенности

  • АИС «Прогноз и планирование бюджета» ориентирована на коллективную работу над проектом бюджета и содержит инструменты планирования работ исполнителей и управления процессом разработки проекта бюджета.
  • При формировании проекта бюджета проводятся многовариантные работы его показателей: применяются различные алгоритмы планирования, осуществляется сравнительный анализ вариантов расчета, выбираются оптимальные алгоритмы планирования и их параметры.
  • Данные, используемые в процессе планирования, собираются за разные годы и из разных источников. Для их сопоставления (в том числе для сопоставления по кодам бюджетной классификации) реализован механизм сопоставимых классификаторов.
  • Система поставляется с набором типовых алгоритмов планирования. Для планирования бюджета можно использовать типовые алгоритмы или настраивать новые. Пользователи могут настраивать алгоритмы без привлечения специалистов разработчика или отдела автоматизации ФО. Алгоритмы планирования реализуют сложные взаимосвязанные расчеты показателей проекта бюджета и среднесрочного финансового плана.
  • При осуществлении расчетов плановых показателей можно использовать Microsoft Excel. Это дает возможность пользователям быстро освоить систему. Листы планирования Excel связаны с базой данных АИС «Прогноз и планирование бюджета» и позволяет использовать всю имеющуюся в базе данных информацию. Результаты расчета с листов Excel записываются в базу данных. Листы планирования Excel также централизованно хранятся в базе данных АИС «Прогноз и планирование бюджета».
  • Взаимодействие ФО, ГРБС, РБС и ПБС в процессе формирования проекта бюджета может осуществляться по каналам электронной связи через систему удаленного документооборота с использованием средств ЭЦП и шифрования.
  • Система обеспечивает среднесрочное финансовое планирование в двух вариантах: формирование проекта бюджета на три года или одновременное формирование проекта бюджета на один год и среднесрочного финансового плана на три года.
  • АИС «Прогноз и планирование бюджета» обеспечивает непрерывность процесса формирования, уточнения и корректировки показателей проекта бюджета и среднесрочного финансового плана «скользящее планирование бюджета».
  • Предусмотрена подготовка печатных документов, предоставляемых ФО в органы законодательной власти в процессе рассмотрения и утверждения закона (решения) о бюджете в нескольких чтениях, в том числе подготовка документов к проекту закона (решения) о бюджете с приложениями. При изменении параметров расчета соответствующие изменения автоматически вносят в проект закона (решения) о бюджете и приложения к нему.
  • Все данные, которые присутствуют в СППР « Финансово-экономический анализ» , можно использовать как основу для планирования бюджета в АИС «Прогноз и планирование бюджета».
  • Система позволяет осуществлять балансировку доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета с возможностью анализа и корректировки значений на разных уровнях детализации/обобщения данных (с использованием Drill-down): от первичных данных ПБС до основных характеристик бюджета (общий объем доходов и расходов, дефицит/профицит бюджета).