Ответы об IT

Ответы об IT

» » Его эффективности в том числе. Пользователь коробочной версии Битрикс24. Система условных обозначений и целевая модель операции

Его эффективности в том числе. Пользователь коробочной версии Битрикс24. Система условных обозначений и целевая модель операции

Г. Казаринов

Прежде чем попробовать порассуждать о фрилансерах, хочется сразу означить свою позицию по такому вопросу, как эффективность использования трудовых ресурсов.

Как мне кажется, привлечение на работу фрилансера ничем не отличается от привлечения на работу работника по другим видам трудовых договоров. То есть вопрос, на мой взгляд, состоит не в работнике - в данном случае фрилансере - а в работодателе. Насколько работодатель четко понимает, кого на какие направления деятельности он привлекает. Насколько четко просчитана необходимость в привлечении того или иного работника для наиболее эффективногоследования целям и задачам работодателя.

Таким образом, хотелось бы построить свои рассуждения в контексте эффективности и целесообразности freelancer в интересах работодателя. Фрилансеров можно любить или не любить. Главное, отчетливо понимать следующее: если здесь и сейчас для выполнения четко сформулированной задачи самым оптимальным вариантом является фрилансер - мы с ним работам. Если этот вариант в числе прочих менее эффективен - то зачем нам такой трудовой ресурс?

Когда мы останавливаем свой выбор на фрилансере, то также должны понимать, что ничто человеческое ему не чуждо (лень, капризы, неблагодарность и пр.), и делать абсолютно квалифицированный отбор кандидатов. Точно так же, как когда мы нанимаем и всех остальных работников. Еще раз подчеркну, нами должна быть четко сформулирована цель данного сотрудничества. Искусство управления работником - фрилансер он или нет - тема отдельная, есть много теорий, еще больше практики, но все они применимы, в совокупности или отдельно, в конкретных реалиях.

Мне бы хотелось акцентировать свое внимание не на работнике, а на работодателе. Чем более детально проработана задача бизнеса, а следовательно, и задача данного конкретного работника, тем более понятна она работодателю, а следовательно, более четко сформулирована для работника. Как только появляется ясность целей и задач, то многое в управлении становится проще. Поясню. Ни для кого не секрет, что на многих предприятиях очень тяжело рождается прозрачное и понятное техническое задание для выполнения отдельных этапов работ. И если четко не сформулированы ожидания, что требовать с исполнителя?

Говорить о содержании фрилансера в штате предприятия также нужно только с позиций эффективности. Эффективен работник или нет. Только этот вопрос является важным. А далее по принципу «каждый работник имеет свою цену». Эффективно для бизнеса - мы платим эту цену, если нет, то не платим. Все остальное должно быть малосущественным. На мой взгляд, выгода сотрудничества с фрилансером для любого работодателя наряду с таким «мелочами», как рабочее место и прочие прелести, заключается в следующем. Гораздо проще и эффективнее иметь дело с «виртуальным» работником и получить результат его труда, чем иметь дело с реальным человеком. Комментарии излишни.

Крупный бизнес, как и любой другой, не должен никого любить или не любить. Тут, на мой взгляд, должно происходить движение во встречных направлениях. Как только бизнес, в том числе и крупный, поймет, что привлечение на работу фрилансеров ему выгодно, он их «полюбит». В свою очередь, это произойдет тогда, когда фрилансеры будут предлагать более качественный набор услуг, а это, соответственно, связано с улучшением квалификации людей, позиционирующих себя как фрилан серы.

Говоря о принуждении в сотрудничестве с фрилансером, необходимо помнить, что принуждение к труду - это рабство. Рабский труд неэффективен. Но и говорить о «любви» также бесполезно. Должна быть четкая мотивация к сотрудничеству - как у работника, так и у работодателя.

В связи с вышеизложенным грамотное выстраивание производственных отношений работодатель должен начинать с себя. Давайте задумаемся, нужно ли работодателю лицемерие во взаимоотношениях с работником. Ведь для любого управленца более эффективна искренность и прозрачность во взаимоотношениях с работником, а не его «обязательная улыбка».

При грамотном выстраивании производственных отношений с фрилансером любой работодатель должен прагматично подходить к такому роду взаимоотношений и избегать появления зависимости основного бизнес-процесса от одного человека, пусть даже гения. Предусмотреть это несложно, главное - уметь видеть, а еще лучше - уметь качественно просчитывать перспективу.

«Фрилансеры, как люди вольные, постоянно приносят какие-то интересные новости, забавные «примочки», оживляющие стандартные технологии проекта…» И эта мысль имеет право на жизнь. Только нужно не допускать ситуации, когда «примочки» становятся основным вкладом работника в технологию проекта.

Сколько же фриласеров должно работать на предприятии? Не надо гнаться за модой на новое слово. Их должно быть столько, сколько необходимо. Не больше и не меньше. И какихто рекомендаций следует придерживаться, четко понимая, что это всего лишь рекомендации.

При грамотном и четком построении работы минусов у фрилансеров ровно столько же, сколько и у других работников. Если эти минусы «тянут назад», не способствуют эффективности работы, как бы работник ни позиционировался, фрилансер или нет, с ним не сотрудничают. Говорят, что фрилансер одинок - во всех смыслах этого слова. Одиночество - как состояние человека (как и любые другие чувства или эмоции) - возможно в нерабочее время.

И в заключение хотелось бы остановиться на «богоизбранности» фрилансеров. В декабре прочитал в одном блоге, что фрилансер - Бог своего мира. И вслед автор задавал вопрос: «А кому и за что должен быть признателен Бог?» И родился такой ответ: «Бог (фрилансер) должен быть признателен служителям культа (работдателям) - за то, что они не дают людям забывать о Боге».

1. Экспресс-диагностика финансово-экономического состояния предприятия: позволяет на основании анализа данных предыдущего периода деятельности выявить и показать причинно-следственные связи между отдельными событиями и имеющимся финансовым результатом компании, спрогнозировать наиболее вероятные варианты развития экономической ситуации в будущем, ввести необходимые корректировки целей и задач по достижению намеченного результата, правильно оценить требуемые для этого усилия.

2. Экспресс-оценка рыночной стоимости предприятия (бизнеса): делается в кратчайшие сроки по определенной методике на основании предоставленных предприятием данных.

3. Сравнительная комплексная оценка эффективности по ряду параметров отдельных территориальных структурных подразделений предприятия

4. Внедрение в субъекте РФ на базе отраслевого министерства (или его ведомственного подразделения) информационно–технологического комплекса планирования, контроля и управления производственной деятельностью в растениеводстве.

Широкие возможности комплекса позволяют:

обеспечить планирование, постоянный мониторинг и контроль использования сельскохозяйственных земель на всей территории субъекта;

провести оцифровку (цифровое картирование) всех земель сельскохозяйственного назначения с присвоением им соответствующих номеров и предоставлением информации об их целевом назначении и текущем состоянии, создать на её основе единую субъектную (областную, краевую, республиканскую) базу земель;

вести сравнительный анализ эффективности использования земель, как в разрезе районов, так и в разрезе предприятий, в том числе арендуемых земельных массивов муниципальной и государственной форм собственности;

провести зонирование земель по типу и качественному составу почв, видам сельхозугодий, содержанию основных питательных веществ;

контролировать в режиме реального времени очаги возгорания, ход и объемы выполнения полевых работ, возникновение и развитие опасных погодно–климатических явлений, вредителей, болезней растений и прочих неблагоприятных факторов;

провести ранжирование товаропроизводителей субъекта на группы по уровням развития производства (с учетом показателей урожайности, себестоимости продукции и др.);

ранжировать муниципальные образования и предприятия по социальному уровню развития;

отображать размещение и ход реализации инвестиционных проектов;

осуществлять мониторинг и оценку производственных, экономических и социальных процессов, происходящих в регионе, оказывать на них своевременное (опережающее) влияние;

повысить достоверность данных, предоставляемых производителями, о валовом сборе урожая различных сельскохозяйственных культур;

использовать расширенные возможности для управления отраслью со стороны областных (краевых, республиканских) органов исполнительной власти и местного самоуправления, существенно повысить качество и эффективность их работы.

Комплекс разработан на основе российского программного обеспечения. Его реализация предусматривает использование систем спутникового мониторинга, данных космических снимков и аэрофотосъемки, агрохимического обследования земель, статистических данных, кадастровой и другой информации.

Особое внимание при разработке и эксплуатации комплекса уделено вопросам безопасности. Вся информация, программное обеспечение и база данных хранятся на собственном сервере организации, его установившей. Комплекс адаптирован для использования региональными органами исполнительной власти и крупными сельхозпредприятиями.

Анализ происходящих в современном сельском хозяйстве процессов свидетельствует о необходимости повышения качества оперативного управления отраслью, её стратегического планирования, что невозможно без системного контроля их хода. Особого внимания требует и эффективность использования находящихся в аренде сельскохозяйственных земель государственной и муниципальной собственности. Комплекс наилучшим образом способствует решению этих задач.

Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 399
«Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности , в том числе в сопоставимых условиях»

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 48 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2013, № 52 (ч. 1), ст. 6964), пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 593 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 29, ст. 3970; 2014, № 14, ст. 1627) приказываю:

Утвердить прилагаемую методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.

Методика
расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых
условиях
(утв. приказом Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 399)

I. Общие положения

1.1. Настоящая методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности , в том числе в сопоставимых условиях, определяет порядок расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

1.2. Для расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности используется:

официальная статистическая информация;

топливно-энергетические балансы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);

программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);

сведения о наличии возобновляемых источников энергетических ресурсов, а также местных видов топлива на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);

сведения о состоянии инженерной инфраструктуры, в том числе тепло-, электро-, газо-, водоснабжения на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);

сведения о показаниях приборов учета.

II. Расчет значений целевых показателей региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

2.1. Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются следующим образом:

2.1.1. Энергоемкость валового регионального продукта субъекта Российской Федерации (для фактических и сопоставимых условий) (Э ) определяется по формуле:

Э = ТЭР / (ВРП ) (т у.т./млн руб.),

ТЭР - потребление субъектом Российской Федерации топливно-энергетических ресурсов, тыс. т у. т.;

ВРП

2.1.2. Отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта субъекта Российской Федерации определяется по формуле:

О р = (ЭР / ВРП ) ∙ 100 (%),

ЭР - расходы субъекта Российской Федерации на приобретение энергетических ресурсов, млрд руб.;

ВРП - объем валового регионального продукта, млрд руб.

2.1.3. Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (Д субъект.ээ), определяется по формуле:

Д субъект.ээ. = (ОП cубъект.ээ.учет / ОП субъект.ээ.общий) ∙ 100 (%),

ОП субъект.ээ.учет - объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, тыс. кВт∙ч;

ОП субъект.ээ.общий - общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации электрической энергии, тыс. кВт∙ч.

2.1.4. Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (Д субъект.тэ.), определяется по формуле:

Д субъект.тэ. = (ОП субъект.тэ.учет / ОП субъект.тэ.общий) ∙ 100 (%),

ОП субъект.тэ.учет - объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, Гкал;

ОП субъект.тэ.общий - общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации тепловой энергии, Гкал.

2.1.5. Доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (Д субъект.хвс), определяется по формуле:

Д субъект.хвс = (ОП субъект.хвс.учет / ОП субъект.хвс.общий) ∙ 100 (%),

ОП субъект.хвс.учет - объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;

ОП субъект.хвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации холодной воды, тыс. куб. м.

2.1.6. Доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (Д субъект.гвс) определяется по формуле:

Д субъект.гвс = (ОП субъект.гвс.учет / ОП субъект.гвс.общий) ∙ 100 (%),

ОП субъект.гвс.учет - объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;

ОП субъект.гвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации горячей воды, тыс. куб. м.

2.1.7. Доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории субъекта Российской Федерации Д субъект.газ, определяется по формуле:

Д субъект.газ = (ОП субъект.газ.учет / ОП субъект.газ.общий) ∙ 100 (%),

ОП субъект.газ.учет - объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;

ОП субъект.газ.общий - общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации природного газа, тыс. куб. м.

2.1.8. Доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации (Д субъект.эр.воз), определяется по формуле:

Д субъект.эр.воз = (ОП субъект.эр.воз / ОП субъект.эр.общий) ∙ 100 (%),

ОП субъект.эр.воз - объем производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, т у. т.;

ОП субьект.эр.общий - общий объем энергетических ресурсов, произведенных на территории субъекта Российской Федерации, т у. т.

2.1.9. Доля объема производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (Д субъект.ээ.ген) определяется по формуле:

Д субъект.ээ.ген = (ОП субъект.ээ.ген / ОП субъект.ээ) ∙ 100 (%),

ОП субъект.ээ.ген - объем производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, на территории субъекта Российской Федерации, тыс. кВт∙ч;

ОП субъект.ээ - совокупный объем производства электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации, тыс. кВт∙ч.

2.2. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственном секторе рассчитываются следующим образом:

2.2.1. Удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 кв. метр общей площади) (У ээ.гос) определяется по формуле:

У ээ.гос = ОП ээ.гос / П субъект (кВт∙ч/кв. м),

ОП ээ.гос - объем потребления электрической энергии в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта Российской Федерации, кВт∙ч.

П

2.2.2. Удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 кв. метр общей площади) (У тэ.гос) определяется по формуле:

У тэ.гос = ОП тэ.гос / П субъект (Гкал/кв. м),

ОП тэ.гос - объем потребления тепловой энергии в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта Российской Федерации, Гкал;

П субъект - площадь размещения органов государственной власти и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, кв. м.

2.2.3. Удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 человека) (У хвс.гос) определяется по формуле:

У хвс.гос = ОП хвс.гос / К субъект (куб. м/чел.),

ОП хвс.гос - объем потребления холодной воды в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта Российской Федерации, куб. м;

К

2.2.4. Удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 человека) (У гвс.гос) определяется по формуле:

У гвс.гос = ОП гвс.гос / К субъект (куб. м/чел.),

ОП гвс.гос - объем потребления горячей воды в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта Российской Федерации, куб. м;

К субъект - количество работников органов государственной власти и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, чел.

2.2.5. Удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (в расчете на 1 человека) (У газ.гос) определяется по формуле:

У газ.гос = ОП газ.гос / К субъект (куб. м/чел.),

ОП газ.гос - объем потребления природного газа в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта Российской Федерации, куб. м;

К субъект - количество работников органов государственной власти и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, чел.

2.2.6. Отношение экономии энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении, достижение которой планируется в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации и государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, к общему объему финансирования региональной программы (О эконом) определяется по формуле:

О эконом = (ПЛАН эконом / РП ба) ∙ 100 (%),

ПЛАН эконом - планируемая экономия энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти и государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, тыс. руб.;

РП ба - объем бюджетных ассигнований, предусмотренный в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отчетном году, тыс. руб.

2.3. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде рассчитываются следующим образом:

2.3.1. Удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади) (У тэ.мкд) определяется по формуле:

У тэ.мкд = ОП тэ.мкд / П мкд (Гкал/кв. м),

ОП тэ.мкд - объем потребления (использования) тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, Гкал;

П

2.3.2. Удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (У

У хвс.мкд = ОП хвс.мкд / К мкд (куб. м/кв. м),

ОП хвс.мкд - объем потребления (использования) холодной воды в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, куб. м;

К

2.3.3. Удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (У хвс.мкд) определяется по формуле:

У гвс.мкд = ОП гвс.мкд / К мкд (куб. м/кв. м),

ОП гвс.мкд - объем потребления (использования) горячей воды в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, куб. м;

К мкд - количество жителей, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, чел.

2.3.4. Удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади) (У ээ.мкд) определяется по формуле:

У ээ.мкд = ОП ээ.мкд / П мкд (кВт∙ч/кв. м),

ОП ээ.мкд - объем потребления (использования) электрической энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, кВт∙ч;

П мкд - площадь многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации, кв. м.

2.3.5. Удельный расход природного газа в многоквартирных домах с индивидуальными системами газового отопления (в расчете на 1 кв. метр общей площади) (У газ.учет.мкд) определяется по формуле:

У газ.учет.мкд = ОП газ.учет.мкд / П газ.учет.мкд (тыс. куб. м/кв. м),

ОП газ.учет.мкд - объем потребления (использования) природного газа в многоквартирных домах с индивидуальными системами газового отопления, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, тыс. куб. м;

П газ.учет.мкд - площадь многоквартирных домов с индивидуальными системами газового отопления на территории субъекта Российской Федерации, кв. м.

2.3.6. Удельный расход природного газа в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения (в расчете на 1 жителя) (У газ.мкд) определяется по формуле:

У газ.мкд = ОП газ.мкд / К газ.мкд (тыс. куб. м/чел.),

ОП газ.мкд - объем потребления (использования) природного газа в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, тыс. куб. м;

К газ.мкд - количество жителей, проживающих в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, чел.

2.3.7. Удельный суммарный расход энергетических ресурсов в многоквартирных домах (У сумм.мкд) определяется по формуле:

У сумм.мкд = ОП cумм.мкд / П мкд (т у.т./кв. м),

ОП сумм.мкд - суммарный объем потребления (использования) энергетических ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, т у. т.;

П мкд - площадь многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации, кв. м.

2.4. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры рассчитываются следующим образом:

2.4.1. Удельный расход топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями (У тэс.ээ) определяется по формуле:

У тэс.ээ = ОП тэс.ээ / ОВ тэс.ээ (т у.т./тыс. МВт∙ч),

ОП тэс.ээ - объем потребления топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями на территории субъекта Российской Федерации, т у. т.;

ОВ тэс.ээ - объем выработки электрической энергии тепловыми электростанциями на территории субъекта Российской Федерации, тыс. МВт∙ч.

2.4.2. Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии тепловыми электростанциями (У тэс.тэ) определяется по формуле:

У тэс.тэ = ОП тэс.тэ / ОВ тэс.тэ (т у.т./млн. Гкал),

ОП тэс.тэ - объем потребления топлива на выработку тепловой энергии тепловыми электростанциями на территории субъекта Российской Федерации, т у. т.;

ОВ тэс.тэ - объем выработки тепловой энергии тепловыми электростанциями на территории субъекта Российской Федерации, млн Гкал.

2.4.3. Доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии (Д ээ.потери) определяется по формуле:

Д ээ.потери = (ОП ээ.потери / ОП субъект.ээ.общий) ∙ 100 (%),

ОП ээ.потери - объем потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям на территории субъекта Российской Федерации, тыс. кВт∙ч.

ОП субъект.ээ.общий - общий объем переданной электрической энергии по распределительным сетям на территории субъекта Российской Федерации, тыс. кВт∙ч.

2.4.4. Удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения (У ээ.передача.тэ) определяется по формуле:

У ээ.передача.тэ = ОП ээ.передача.тэ / ОТ тн (кВт∙ч./куб. м),

ОП ээ.передача.тэ - объем потребления электрической энергии для передачи тепловой энергии в системах теплоснабжения на территории субъекта Российской Федерации, тыс∙кВт∙ч;

ОТ тн - объем транспортировки теплоносителя в системе теплоснабжения на территории субъекта Российской Федерации, тыс. куб. м.

2.4.5. Доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии (Д тэ.потери) определяется по формуле:

Д тэ.потери = (О тэ.потери / ОП субъект.тэ.общий) ∙ 100 (%),

О тэ.потери - объем потерь тепловой энергии при ее передаче на территории субъекта Российской Федерации, Гкал;

ОП субъек.тэ.общий - общий объем переданной тепловой энергии на территории субъекта Российской Федерации, Гкал.

2.4.6. Доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды (Д вс.потери) определяется по формуле:

Д вс.потери = (ОП вс.передача / (ОП субъект.гвс.общий + ОП субъект.хвс.общий + ОП вс.передача)) ∙ 100) (%),

ОП вс.передача - объем потерь воды при ее передаче на территории субъекта Российской Федерации, тыс. куб. м;

ОП субъект.гвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации горячей воды, тыс. куб. м;

ОП субъект. xвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации холодной воды, тыс. куб. м.

2.4.7. Удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения (на 1 куб. метр) (У ээ.передача.вс), определяется по формуле:

У ээ.передача.вс = (ОП ээ.передача.вс / (ОП субъект.гвс.общий + ОП субъект.хвс.общий + ОП вс.передача)) (тыс.кВт∙ч/куб. м),

ОП ээ.передача.вс - объем потребления электрической энергии для передачи воды в системах водоснабжения на территории субъекта Российской Федерации, тыс. кВт∙ч.;

ОП вс.передача - объем потерь воды при ее передаче на территории субъекта Российской Федерации, куб. м;

ОП субъект.гвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации горячей воды, куб. м;

ОП субъект.хвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации холодной воды, куб. м.

2.4.8. Удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения (на 1 куб. метр) (У ээ.водоотведение), определяется по формуле:

У ээ.водоотведение = ОП ээ.водоотведение / О вс.отведение (тыс.кВт∙ч/куб. м),

ОП ээ.водотведение - объем потребления электрической энергии в системах водоотведения на территории субъекта Российской Федерации, тыс. кВт∙ч;

О вс.отведение - общий объем водоотведенной воды на территории субъекта Российской Федерации, куб. м.

2.4.9. Удельный расход электрической энергии в системах уличного освещения (на 1 кв. метр освещаемой площади с уровнем освещенности, соответствующим установленным нормативам) (У ээ.освещение) определяется по формуле:

У ээ.освещение = ОП ээ.освещение / П освещение (кВт∙ч/кв. м),

ОП ээ.освещение - объем потребления электрической энергии в системах уличного освещения на территории субъекта Российской Федерации, кВт∙ч;

П освещение - общая площадь уличного освещения территории субъекта Российской Федерации на конец года, кв. м.

III. Расчет значений целевых показателей муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

3.1. Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются следующим образом:

3.1.1. Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования (Д мо.ээ) определяется по формуле:

Д мо.ээ = (ОП мо.ээ.учет / ОП мо.ээ.общий) ∙ 100 (%),

ОП мо.ээ.учет - объем муниципального образования потребления (использования) на территории электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, тыс. кВт∙ч;

ОП мо.ээ.общий - общий объем потребления (использования) на территории муниципального образования электрической энергии, тыс∙кВт∙ч.

3.1.2. Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования (Д мо.тэ), определяется по формуле:

Д мо.тэ = (ОП мо.тэ.учет / ОП мо.тэ.общий) ∙ 100 (%),

ОП мо.тэ.учет - объем потребления (использования) на территории муниципального образования тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, Гкал;

ОП мо.тэ.общий - общий объем потребления (использования) на территории муниципального образования тепловой энергии, Гкал.

3.1.3. Доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования (Д мо.хвс), определяется по формуле:

Д мо.хвс = (ОП мо.хвс.учет / ОП мо.хвс.общий) ∙ 100 (%),

ОП мо.хвс.учет - объем потребления (использования) на территории муниципального образования холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;

ОП

3.1.4. Доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования (Д мо.гвс), определяется по формуле:

Д мо.гвс = (ОП мо.гвс.учет / ОП мо.гвс.общий) ∙ 100 (%),

ОП мо.гвс.учет - объем потребления (использования) на территории муниципального образования горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;

ОП мо.гвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории муниципального образования горячей воды, тыс. куб. м.

3.1.5. Доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории муниципального образования (Д мо.газ), определяется по формуле:

Д мо.газ = (ОП мо.газ.учет / ОП мо.газ.общий) ∙ 100 (%),

ОП мо.газ.учет - объем потребления (использования) на территории муниципального образования природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;

ОП мо.газ.общий - общий объем потребления (использования) на территории муниципального образования природного газа, тыс. куб. м.

3.1.6. Доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории муниципального образования (Д мо.эр.воз), определяется по формуле:

Д мо.эр.воз = (ОП мо.эр.воз / ОП мо.эр.общий) ∙ 100 (%),

ОП мо.эр.воз - объем производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов на территории муниципального образования, т у. т.;

ОП мо.эр.общий - общий объем энергетических ресурсов, произведенных на территории муниципального образования, т у. т.

3.2. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе рассчитываются следующим образом:

3.2.1. Удельный расход электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 кв. метр общей (У ээ.мо) площади) определяется по формуле:

У ээ.мо = ОП ээ.мо / П мо (кВт∙ ч/кв. м),

ОП ээ.мо - объем потребления электрической энергии в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях, кВт∙ч.

П

3.2.2. Удельный расход тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 кв. метр общей площади) (У тэ.мо) определяется по формуле:

У тэ.мо = ОП тэ.мо / П мо (Гкал/кв. м),

ОП тэ.мо - объем потребления тепловой энергии в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях, Гкал;

П мо - площадь размещения органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, кв. м.

3.2.3. Удельный расход холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека) (У хвс.мо) определяется по формуле:

У хвс.мо = ОП хвс.мо / К мо (куб. м/чел.),

ОП хвс.мо - объем потребления холодной воды в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях, куб. м;

К

3.2.4. Удельный расход горячей воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека) (У гвс.мо) определяется по формуле:

У гвс.мо = ОП гвс.мо / К мо (куб. м/чел.),

ОП гвс.мо - объем потребления горячей воды в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях, куб. м;

К мо - количество работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, чел.

3.2.5. Удельный расход природного газа на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека) (У газ.мо) определяется по формуле:

У газ.мо = ОП газ.мо / К мо (куб. м/чел.),

ОП газ.мо - объем потребления природного газа в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях, куб. м;

К мо - количество работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, чел.

3.2.6. Отношение экономии энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении, достижение которой планируется в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, к общему объему финансирования муниципальной программы (О эконом.мо) определяется по формуле:

О эконом.мо = ПЛАН эконом.мо / МП ба) ∙ 100 (%),

ПЛАН эконом.мо - планируемая экономия энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, тыс. руб.;

МП ба - объем бюджетных ассигнований, предусмотренный в местном бюджете на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отчетном году, тыс. руб.

3.3. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде рассчитываются следующим образом:

3.3.1. Удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади) (У мо.тэ.мкд) определяется по формуле:

У мо.тэ.мкд = ОП мо.тэ.мкд / П мо.мкд (Гкал/кв. м),

ОП мо.тэ.мкд - объем потребления (использования) тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, Гкал;

П

3.3.2. Удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (У мо.хвс.мкд) определяется по формуле:

У мо.хвс.мкд = ОП мо.хвс.мкд / К мо.мкд (куб. м/чел.),

ОП мо.хвс.мкд - объем потребления (использования) холодной воды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, куб. м;

К мо.мкд - количество жителей, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, чел.

3.3.3. Удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (У мо.гвс.мкд) определяется по формуле:

У мо.гвс.мкд = ОП мо.гвс.мкд / К мо.мкд (куб. м/чел.),

ОП мо.гвс.мкд - объем потребления (использования) горячей воды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, куб. м;

К мо.мкд - количество жителей, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, чел.

3.3.4. Удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади) (У мо.ээ.мкд) определяется по формуле:

У мо.ээ.мкд = ОП мо.ээ.мкд / П мо.мкд (кВт∙ч/кв. м),

ОП мо.ээ.мкд - объем потребления (использования) электрической энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, кВт∙ч.

П мо.мкд - площадь многоквартирных домов на территории муниципального образования, кв. м.

3.3.5. Удельный расход природного газа в многоквартирных домах с индивидуальными системами газового отопления (в расчете на 1 кв. метр общей площади) (У мо.газ.учет.мкд) определяется по формуле:

У мо.газ.учет.мкд = ОП мо.газ.учет.мкд / П мо.газ.учет.мкд (тыс. куб. м/кв. м),

ОП мо.газ.учет.мкд - объем потребления (использования) природного газа в многоквартирных домах с индивидуальными системами газового отопления, расположенных на территории муниципального образования, тыс. куб. м;

П мо.газ.учет.мкд - площадь многоквартирных домов с индивидуальными системами газового отопления на территории муниципального образования, кв. м.

3.3.6. Удельный расход природного газа в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения (в расчете на 1 жителя) (У мо.газ.мкд) определяется по формуле:

У мо.газ.мкд = ОП мо.газ.мкд / К мо.газ.мкд (тыс. куб м/чел),

ОП мо.газ.мкд - объем природного газа, потребляемого (используемого) в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования, тыс. куб. м;

К мо.газ.мкд - количество жителей, проживающих в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения на территории муниципального образования, чел.

3.3.7. Удельный суммарный расход энергетических ресурсов в многоквартирных домах (У мо.сумм.мкд) определяется по формуле:

У мо.сумм.мкд = ОП мо.сумм.мкд / П мо.мкд (т у.т./кв. м),

ОП мо.сумм.мкд - суммарный объем потребления (использования) энергетических ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, т у. т.;

П мо.мкд - площадь многоквартирных домов на территории муниципального образования, кв. м.

3.4. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры рассчитываются следующим образом:

3.4.1. Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии на тепловых электростанциях (У мо.тэс.тэ) определяется по формуле:

У мо.тэс.тэ = ОП мо.тэс.тэ / ОВ мо.тэс.тэ (т у.т./млн Гкал),

ОП мо.тэс.тэ - объем потребления топлива на выработку тепловой энергии тепловыми электростанциями на территории муниципального образования, т у. т.;

ОВ мо.тэс.тэ - объем выработки тепловой энергии тепловыми электростанциями на территории муниципального образования, млн Гкал.

3.4.2. Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии на котельных (У мо.к.тэ) определяется по формуле:

У мо.к.тэ = ОП мо.к.тэ / ОВ мо.к.тэ (т у. т. / млн Гкал),

ОП мо.к.тэ - объем потребления топлива на выработку тепловой энергии котельными на территории муниципального образования, т у. т.;

ОВ мо.к.тэ - объем выработки тепловой энергии котельными на территории муниципального образования, Гкал.

3.4.3. Удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения (У мо.ээ.передача тэ), определяется по формуле:

У мо.ээ.передача = ОП мо.ээ.передача тэ / ОТ мо.тн (кВт∙ч/куб. м),

ОП мо.ээ.передача тэ - объем потребления электрической энергии для передачи тепловой энергии в системах теплоснабжения на территории муниципального образования, тыс. кВт∙ч;

ОТ мо.тн - объем транспортировки теплоносителя в системе теплоснабжения на территории муниципального образования, тыс. куб. м.

3.4.4. Доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии (Д мо.тэ.потери) определяется по формуле:

Д мо.тэ.потери = (О мо.тэ.потери / ОП мо.тэ.общий) ∙ 100 (%),

О мо.тэ.потери - объем потерь тепловой энергии при ее передаче на территории муниципального образования, Гкал;

ОП мо.тэ.общий - общий объем передаваемой тепловой энергии на территории муниципального образования, Гкал.

3.4.5. Доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды (Д мо.вс.потери) определяется по формуле:

Д мо.вс.потери = (ОП мо.вс.передача / (ОП мо.гвс.общий + ОП мо.хвс.общий + ОП мо.вс.передача)) ∙ 100 (%),

ОП

ОП

ОП мо.хвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории муниципального образования холодной воды, тыс. куб. м.

3.4.6. Удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения (на 1 куб. метр) (У мо.ээ.передача.вс) определяется по формуле:

У мо.ээ.передача.вс = (ОП мо.ээ.передача.вс / (ОП мо.гвс.общий + ОП мо.хвс.общий + ОП мо.вс.передача)) (тыс. кВт∙ч/тыс. куб. м),

ОП мо.ээ.передача.вс - объем потребления электрической энергии для передачи воды в системах водоснабжения на территории муниципального образования, тыс. кВт∙ч;

ОП мо.вс.передача - объем потерь воды при ее передаче на территории муниципального образования, тыс. куб. м;

ОП мо.гвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории муниципального образования горячей воды, тыс. куб. м;

ОП мо.хвс.общий - общий объем потребления (использования) на территории муниципального образования холодной воды, тыс. куб. м.

3.4.7. Удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения (на 1 куб. метр) (У мо.ээ.водоотведение), определяется по формуле:

У мо.ээ. водоотведение = ОП мо.ээ.водоотведение / О мо.вс.водоотведение (тыс. кВт∙ч / куб. м),

ОП мо.ээ.водоотведение - объем потребления электрической энергии в системах водоотведения на территории муниципального образования, тыс. кВт∙ч;

О мо.вс.водоотведение - общий объем водоотведенной воды на территории муниципального образования, куб. м.

3.4.8. Удельный расход электрической энергии в системах уличного освещения (на 1 кв. метр освещаемой площади с уровнем освещенности, соответствующим установленным нормативам (У мо.ээ.освещение) определяется по формуле:

У мо.ээ.освещение = ОП мо.ээ.освещение / П мо.освещение (кВт∙ч/кв. м),

ОП мо.ээ.освещение - объем потребления электрической энергии в системах уличного освещения на территории муниципального образования, кВт∙ч;

П мо.освещение - общая площадь уличного освещения территории муниципального образования на конец года, кв. м.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

(efficiency) Достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов. Эффективность потребления означает распределение товаров между потребителями таким образом, что всякое иное перераспределение не может улучшить потребление кого-либо без ухудшения потребления других людей. Эффективность производства означает распределение имеющихся в наличии ресурсов между отраслями таким образом, что невозможно увеличить объем производства каких-либо товаров без сокращения объема производства других товаров. Эффективность выбора товаров для производства означает выбор такого ассортимента (или номенклатуры) товаров, изменение которого, призванное улучшить потребление определенной категории потребителей, невозможно без одновременного ухудшения потребления других категорий потребителей. Эффективностью часто называют оптимальность по Парето.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ЭФФЕКТИВНОСТЬ" в других словарях:

    Эффективность … Орфографический словарь-справочник

    эффективность - Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. [ГОСТ Р ИСО 9000 2008] эффективность Свойство объекта удовлетворять требованиям к услуге с заданными количественными характеристиками . Примечание Это свойство зависит от… … Справочник технического переводчика

    - (лат. efficientia) достижение каких либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов. Содержание 1 В экономике 2 В естественных науках … Википедия

    Эффективность - 1. Одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока, по видимому, единого общепризнанного определения. По нашему мнению, это одна из возможных (важнейшая, но не единственная!) характеристик качества… … Экономико-математический словарь

    Полезное действие, отдача, коэффициент полезного действия, кпд; производительность, продуктивность, действенность, результативность; плодотворность, действительность, оперативность. Ant. неэффективность, непроизводительность, непродуктивность,… … Словарь синонимов

    - (efficiency) 1. Техническая эффективность (technical efficiency). Показатель способности производителя производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами факторов производства. Говорят, что одна компания… … Словарь бизнес-терминов

    эффективность - и, ж. effectif, ve adj. Свойство эффективного. Эффективность работы электростанции. БАС 1. Труппа объехала всю Россию и всюду возбуждала своим хором восторг; говорили, что принадлежности балагана устроены до последней степени эффективности. С.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (X efficiency) Часть общей концепции эффективности (efficiency). Ее суть – возможность достижения максимального технически допустимого выпуска продукции при данных ресурсах, или производство данного объема с наименьшими затратами используемых… … Экономический словарь

    - [эфе], эффективности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к эффективный. Эффективность мероприятий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    В макроэкономическом анализе показатель выпуска товаров и услуг в расчете: на единицу затрат; или на единицу затраченного капитала; или на единицу совокупных затрат всех производственных ресурсов. Синонимы: Производительность, Продуктивность См.… … Финансовый словарь


При изучении вопросов относительно перспективности инвестирования в то или иное начинание, важнейшим критерием является экономическая эффективность проекта. Для того чтобы избежать недоразумений в бизнес среде существуют общепринятые показатели экономической эффективности инвестиционных проектов. Они характеризуют инициативу с разных сторон, в том числе с точки зрения бережливого производства, что помогает инвестору принимать взвешенные решения.

Какие основные показатели эффективности используются

Любой проект по нормам проектирования состоит из двух частей: описательной и расчетной. Если в первой описывается сама суть идеи, перспективы ее реализации и продвижения товара на рынке, то вторая содержит технические и финансовые выкладки, в том числе расчет показателей эффективности . Определение экономической эффективности понимается как некий результат, получаемый после того, как будет проведено сравнение уровня доходности производства к использованным ресурсам и общим расходам на него.

Суть и экономической эффективности состоит в том, чтобы получить максимальное количество продукции из доступных ресурсов с условием их окупаемости и получения прибыли. Это понятие многогранное, оценить его по какому-то одному показателю невозможно, следует подходить к вопросу комплексно.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта обычно оценивается по таким критериям:

  • чистая стоимость приведенная (), или NPV;
  • норма доходности внутренняя (IRR);
  • ставка доходности внутренняя модифицированная (MIRR);
  • индекс доходности (PI);
  • срок окупаемости стартовых инвестиций (PP);
  • срок окупаемости, дисконтированный с учетом изменения стоимости денег (DPP);
  • ставка рентабельности инвестиций средневзвешенная (ARR).

Многие специалисты, проводя анализ экономической эффективности инвестиционного проекта, не изучают детально все показатели, ограничиваясь 3-4 наиболее значимыми из них. Это в основном зависит от сферы деятельности или отрасли, в которые предполагается вкладывать инвестиции.

  • отдельному предприятию;
  • юридическому или физическому лицу, выступившему в роли инвестора;
  • акционерам, вложившим средства в начинание;
  • структурам более высокого уровня;
  • бюджетам разных уровней;
  • обществу вообще.

Отсюда вытекают различные критерии эффективности инвестиционных проектов для разных участников:

  • Эффективность начинания в целом характеризует проект, реализуемый единым участником за собственные деньги. Она анализируется для того, чтобы найти дополнительные источники финансирования или привлечь других участников.
  • Эффективность участия в общем проекте включает в себя показатели участия акционеров, банков, предприятий, различных структур (отраслевых или региональных) и бюджетов (от местного до федерального).

Если участников в реализации инициативы несколько, то их интересы не обязательно будут совпадать, особенно в части приоритетности выполнения тех или иных процессов. Под каждого участника формируются особенные денежные потоки, и результатов они могут ожидать разных. Следовательно, для каждого из участников в отдельности проводится анализ эффективности инвестиционного проекта.

Абсолютные критерии, по которым анализируется проект

Остановимся детальнее на тех показателях эффективности инвестиционного проекта, которые характеризуют успешность вложения средств в предложенную инициативу.

В первую очередь, рассматривается приведенная чистая стоимость , поскольку она характеризует в абсолютных величинах количество денег, которые инвестор сможет получить в течение жизненного цикла начинания. Чтобы произвести расчет экономической эффективности проекта по данному критерию, нужно владеть информацией о характере потоков денег (расход или доход) и их распределение во времени.

Обычно наиболее значительный расход происходит на предпроизводственный период (подготовки документации и разработки продукта), а также время начала выпуска продукции. В последующем затраты резко уменьшаются (или вообще прекращаются), а доходы растут. Для вычисления этого показателя используют такую формулу:

  • NPV – стоимость вложенных денег текущая чистая;
  • ICo – размер начальной инвестиции;
  • CFt – поток денег от вложения в t – году;
  • n – продолжительность инициативы (ее жизненный цикл);
  • r – величина ставки дисконтирования, это может быть стоимость капитала альтернативная или средневзвешенная, норма доходности или банковская кредитная ставка.

Рассмотрим пример расчета приведенной чистой стоимости. Собственник вложил в модернизацию оборудования 200 тысяч долларов. Норму дисконта установим на уровне доходности предприятия – 12%. Отдача по годам, начиная с первого расчетного года, составляет:

  • 1 год – 40 тыс. долл.;
  • 2 год – 60 тыс. долл.;
  • 3 год – 80 тыс. долл.;
  • 4 год – 100 тыс. долл.

Если подставить эти значения в формулу, то получим следующую картину:

NPV = - 200000 + 40000 / (1 + 0,12) + 60000 / (1 + 0,12)2 + 80000 / (1 + 0,12)3 + 100000 / (1 + 0,12)4 = - 200000 + 35714 + 47831 + 56943 + 63552 = 4040 долларов.

Чистая приведенная стоимость вложения является положительной, однако ее размер невелик, что должно насторожить инвестора, поскольку при любых колебаниях рынка показатель может стать отрицательным. К тому же, дисконтная ставка, которую мы рассматривали как постоянную, является динамическим показателем и может меняться в зависимости от разных факторов (ставки рефинансирования, уровня инфляции, рыночных цен в конкретной отрасли). Поэтому оценка эффективности подобной инициативы в целом положительна, генерируемые ею потоки денег возмещают затраты и увеличивают стоимость компании. Однако если главная задача – получение максимальной прибыли, то в данном случае при невысоком положительном результате риски потерь довольно велики.

Рассмотренная формула показывает ситуацию, при которой инвестор вносит только начальный взнос (одномоментно), однако на практике такое бывает нечасто, поскольку в большинстве производств не обойтись без операционного капитала и накладных расходов. Поэтому, с учетом этих факторов формула примет такой вид:

  • ICt = инвестиционные вложения в периоде от i (0) до t;
  • r – ставка дисконтирования;
  • n – жизненный цикл вложения.

Не менее важен для инвесторов и вопрос скорости возврата ими своих капиталов, вложенных в проект. Никто не желает заморозить свои активы в долгоиграющей инициативе при высокой степени обесценивания денег. Поэтому, чем быстрее возвращается инвестиция, тем больше шансов пустить эти деньги в оборот снова.

Расчет эффективности обязательно включает в себя расчет срока окупаемости начальных инвестиций . Существует общая формула, которая выглядит так:

  • PP – период окупаемости стартовых вложений;
  • Io – объем начальной инвестиции;
  • CFt – поток средств в t-году;
  • t – временные периоды.

Расчет еще более упрощается, если условия позволяют вычислить средний за период доход от вложений. Тогда применяется такая формула:

в которой CFcr – среднегодовой (среднемесячный, среднеквартальный) доход от стартового вложения.

Однако у этого подхода есть существенный недостаток – он не учитывает изменений стоимости денег во временном аспекте. Поэтому более эффективным является способ определения срока окупаемости с учетом дисконтирования.

  • r – норма дисконта денег;
  • CFt – размер потока в году t.

Исходя из рассматриваемых формул, можно увидеть, что срок возврата средств с учетом дисконта всегда выше, чем в простой формуле. Для наглядности решим простую задачку по обеим методикам. Исходные параметры таковы: закупка нового оборудования обошлась собственнику завода в 150 тысяч евро, доход за первые три года составляет 50, 100 и 150 тысяч евро соответственно.

В простом методе просуммировав доходы первого и второго года (50000 + 100000), мы получим показатель 150 тысяч, который свидетельствует о том, что срок окупаемости равен ровно двум годам, и уже начиная с третьего года, собственник окупит инвестицию и выйдет на прибыль, можно даже не считать по формуле.

Что же мы увидим, если введем в расчет норму дисконта в размере 15%? Придется все годовые доходы привести к настоящей стоимости:

1 год – 50000 / (1 + 0,15) = 43478 евро;

2 год – 100000 / (1 + 0,15) = 86956 евро;

3 год – 150000 / (1 + 0,15) = 130435 евро.

Соответственно, среднегодовой показатель доходности за первые 2 года составит:

CFcr = (43478 + 86956) / 2 = 65217.

DPP = 150000 / 65217 = 2,3 года, или 2 года 4 месяца.

Этот показатель дает ясное видение, как долго потребуется ждать покрытия понесенных затрат, однако у него есть существенный недостаток: по нему невозможно понять, как будут формироваться финансовые потоки за пределами периода окупаемости. Следовательно, понимание , которые изучаются, может быть искажено.

Приведенные выше показатели экономической эффективности отличаются тем, что они показывают результат в абсолютных величинах (денежных единицах и единицах времени). Кроме них есть еще ряд критериев потенциальной успешности начинания, которые имеют вид числовых коэффициентов и более сложны для понимания.

Относительные показатели успешности проекта

Расчет эффективности инвестиционного начинания можно охарактеризовать еще несколькими показателями.

Индекс доходности – это коэффициент, который дает понятие доходности каждой инвестированной денежной единицы на конкретный момент времени. Он вычисляется таким образом:

Если применить эту формулу к исходным данным задачи, по которым мы рассчитывали

NPV, то можно определить индекс доходности:

PI = (35714 + 47831 + 56943 + 63552) / 200000 = 1,02

Таким образом, получаем результат, свидетельствующий, что каждый вложенный доллар приносит 2 цента дохода.

Внутренняя норма доходности рассчитывается, исходя из того условия, что вложенные инвестиции равны порождаемым ими денежным потокам с учетом дисконтирования.

  • IRR – норма доходности внутренняя.

Этот критерий представляет собой норму доходности (среднюю) за полный жизненный цикл инициативы. Кроме того, он указывает на предельную норму доходности начинания, опускаться ниже которой недопустимо. Если величина IRR ниже нормы дисконта или равна ей, то проект может стать убыточным, этот показатель используется при принятии решения, какое бизнес предложение принять.

Применительно к нашему примеру, попробуем при помощи способа последовательного приближения определить величину IRR. Учтем, что NPV при ставке 12% был совсем невелик (4040 долларов), поэтому попробуем вычислить показатель, применив ставку дисконтирования 13%:

NPV = - 200000 + 40000 / (1 + 0,13) + 60000 / (1 + 0,13)2 + 80000 / (1 + 0,13)3 + 100000 / (1 + 0,13)4 = - 200000 + 35938 + 46989 + 55444 + 61330 = - 299 долларов.

Исходя из этого результата, можно сделать вывод, что предложенная в начальном условии ставка 12% и равняется IRR, поскольку при изменении величины ставки в большую сторону чистая стоимость с учетом дисконта приобретает отрицательные значения. Следовательно, инвестировать под ставку, большую, чем 12%, в данном проекте не стоит.

Если проект масштабный и требует крупных инвестиций, то собственником или акционерами может быть принято решение о вложении части прибыли в реализацию начинания (реинвестировании). В таких случаях используют механизм вычисления в модифицированном виде. Формула нормы доходности внутренней модифицированной:

  • r – норма дисконта;
  • d – стоимость капитала средневзвешенная;
  • CFt – потоки денег в год t;
  • ICt – потоки инвестиций в год t;
  • n – число периодов.

При этом MIRR всегда имеет меньшее значение, чем IRR, поскольку инвестиции каждого года также приводятся по ставке на состояние начала проекта, а все доходы – к окончанию инициативы. Оно более точно, чем IRR, оценивает состояние вложения с учетом притоков положительных и отрицательных.

Существует еще один критерий успешности начинания – коэффициент эффективности проекта инвестиционного (ARR), который привязан к сроку окупаемости, и является его обратной величиной.

При наличии показателя среднегодовой доходности капитала CFcr, коэффициент вычисляется таким образом:

PP – период окупаемости инициативы.

Если же просчитывается весь жизненный цикл, то формула выглядит так:

где If обозначает стоимость проекта ликвидационную, которая определяется в результате реализации всего оборудования и имущества после окончания всех работ. Формула PP / 1 применима в случае, когда If равна нулю.

Считаем коэффициент в нашей задаче:

ARR = 280 / 4 / 200 = 0,35, или 35%.

Применяя принципы анализа, которые были рассмотрены в статье, можно рассмотреть разные варианты, выбрать из них наиболее подходящий. Кроме того, всестороннее изучение предлагаемых инициатив на ранней стадии позволит избежать некоторых рисков и контролировать повышение эффективности инвестиционного проекта.

Контроль над эффективностью в бережливом производстве

В последние десятилетия в развитых странах, а теперь и в России, все больше появляется сторонников так называемого бережливого производства в промышленности. Наиболее распространенными системами такого рода являются: 5S, TQS, Just-in-time, TPM, Многопроцессная работа.

Сущность бережливого производства состоит в том, чтобы повысить производительность и экономические показатели за счет качества управления и снижения потерь. Исходя из этого, менеджментом разрабатывается политика и стратегия предприятия, которая направлена на использование ресурсов только на цели, которые дают реальную отдачу. При этом оценивается не только работа всей компании, но и каждого ее структурного подразделения, что требует разработки единой методики оценки (качественной и количественной):

  • качественная оценка делается, опираясь на производственные показатели и качество выпускаемой продукции;
  • количественная оценка – на экономических показателях, исходя из бухгалтерской отчетности.

Общая отчетность при оценке бережливого производства на предприятии может включать в себя такие разделы:

  • полнота выполнения плановых мероприятий;
  • потери в конкретном подразделении на начало и завершение отчетного периода;
  • результативность внедрения новых технологий (в объемном, натуральном и денежном выражении) и оправданность затрат на них;
  • методические и фактические материалы (чертежи, схемы, методики, нормативные документы, технологические процессы).

Минимизировать проблемы или полностью их решить можно только в результате комплексного применения всех инструментов, свойственных бережливому производству.

При этом важно выявить скрытые потери и нейтрализовать их. Анализ критериев эффективности бережливого производства производится после определения целей и приоритетов, а также определения взаимосвязи инструментов такого производства и скрытых потерь, т.е. какой инструмент как уменьшает определенные потери. Чем ближе плановые и фактические значения, тем лучше.